В этот день… №3-29 (11-20 августа)



Александр Грищенко Писатели-фантасты часто описывали встречи космических кораблей с метеорными потоками. Какие драматические сцены! Какие страсти! Но насколько высока вероятность такой встречи? И насколько опасны метеоры для космических аппаратов? На эти вопросы могли дать ответ только непосредственные космические исследования. Первый ИСЗ для таких экспериментов был запущен более полувека тому назад в СССР.
 

 
14 августа 1981 года – первый старт исследовательской ракеты Black Brant X (Канада).

Исследовательские или зондирующие ракеты выполняли и выполняют важные научные и прикладные задачи. Именно поэтому их проектировали и строили и, соответственно, запускали во многих странах. Примером этому может служить канадская исследовательская ракета, названная в честь птицы «Чёрная казарка» (Black Brant X). Как и во многих других конструкциях аналогичных летательных аппаратов, ракета Black Brant X (или Black Brant 10) собиралась из уже существующих конструкций, имеющихся под рукой. Трёхступенчатая канадская ракета состояла из: первой ступени – ракета «Терьер» (Terrier); вторая ступень – ракета Black Brant VB или VC; третья ступень – ракета «Ника» (Nihka).

Ракета Black Brant XПолезная нагрузка ракеты изменялась от 90 кг (при подъёме на высоту 1200 км) до 317 кг (на высоту 550 км). Основные характеристики ракеты: длина – 14,5 м; диаметр – 0,44 м; масса – 2600 кг.

Первая ступень оснащалась четырьмя килями, площадью 0,22 м2, расположенными крестообразно. Тяга двигателя – 257 кН.

Выпускавшаяся небольшой серией канадская «Чёрная казарка» использовалась почти 30 лет – всего с 14 августа 1981 г. до 4 августа 2010 г. стартовало 30 ракет этого типа.
 


 

15 августа 1910 года – родился Леонид Степанович Душкин (Российская империя, СССР).

31 октября 1933 года был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), а 25 ноября 1933 года была запущена первая отечественная ракета с жидкостным ракетным двигателем – ГИРД-Х, созданная в Московской группе изучения реактивного движения (ГИРД) под руководством Сергея Павловича Королёва. Исходный вариант ракеты был разработан Ф. А. Цандером. ЖРД с вытеснительной системой подачи создал Л. С. Душкин, член ГИРДа, один из пионеров ракетной техники Советского Союза, возглавивший в отделе №2 РНИИ бригаду по созданию двигателей на кислороде и спирте (или керосине).

Л. С. Душкин (15.08.1910 – 4.04.1990)Леонид Степанович Душкин родился 15 августа 1910 года посёлке Спирово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Спировский район Тверской области). В 1931 году Леонид окончил Тверской педагогический институт. После окончания краткосрочной аспирантуры НИИ математики и механики при МГУ, в октябре 1932 года Леонид Душкин был приглашён Фридрихом Цандером в Группу изучения реактивного движения (ГИРД), где Леонид работал научным сотрудником и помощником Цандера по расчётно-теоретическим вопросам.

В своей опубликованной работе «Основные положения общей теории реактивного движения» Душкин исследовал вопросы принципиальной осуществимости космического полёта в будущем. Первой практической работой Леонида было участие в испытаниях ОР-1, реактивного двигателя на сжатом воздухе с бензином, сконструированного Цандером для его ракеты ГИРД-X. После смерти Цандера Душкин создал новый спирто-кислородный двигатель, с которым 25 ноября 1933 года был осуществлён первый успешный пуск первой отечественной ракеты ГИРД-Х с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

В дальнейшем свои ЖРД Л. С. Душкин создавал в РНИИ:

  • кислородно-спиртовой ЖРД 12к для стратосферной ракеты «Авиавнито» (обзор №1-11 1–15.04.2016);
  • азотно-кислотный РДА-1-150, на котором лётчиком В. П. Фёдоровым 28 февраля 1940 года был успешно совершён полёт первого в СССР ракетоплана;
  • комбинированный КРД-604 (твердотопливный + ЖРД) для реактивного снаряда РДД-205 с проектной дальностью стрельбы 50 км. В 1941 г. достигнута дальность 20 км (обзор №3-07 1–10.01.2018);
  • ЖРД Д-1-Т для подводной торпеды РТ-45-1;
  • Д-1-А-1100 для истребителя-перехватчика БИ-1, на котором лётчик Г. Я. Бахчиванджи 15 мая 1942 года совершил первый успешный полёт в СССР самолёта с ЖРД (обзор №1-13 1–15.05.2016);
  • РД-2М и РД-2М-3В с турбонасосной системой подачи топлива, испытанные в 1947-48 гг. на истребителе-перехватчике И-270, конструкции А. И. Микояна, а также ЖРД РДКС-1.

Большая камера ЖРД РД-2М-3На состоявшемся в марте 1946 года в НИИ-1 (РНИИ) научно-технической конференции Л. С. Душкин выступил с докладом: «Конструкторские работы по авиационным ЖРД с насосной системой подачи». Для участников конференции на испытательных стендах демонстрировалась работа ЖРД конструкции Л. С. Душкина. Был показан кинофильм об испытаниях самолёта БИ-1.

10 марта 1952 года было создано ОКБ-1 МАП. Главным конструктором утверждён Л. С. Душкин, его заместителями А. И. Полярный и В. Ф. Берглезов.

Камера ЖРД РДКС-1В 50-е годы в ОКБ-1 МАП создавался ЖРД С-155 для самолёта А. И. Микояна Е-50. Двигатель многократного запуска и большого (полчаса) ресурса. Компоненты топлива – самовоспламеняющиеся, подача – насосная. Кроме ЖРД, на самолёте имелся турбореактивный двигатель. Опытный самолёт летал, ОКБ А. И. Микояна получило много полезного для развивающейся в то время сверхзвуковой авиации.

С 1960 года в ОКБ-1 МАП создавались бортовые энергетические установки для летательных аппаратов.

Одновременно с конструкторской работой Л. С. Душкин с 1945 года преподавал в Московском авиационном институте. С 1955 года он занимал должность профессора кафедры теории двигателей.

Леонид Степанович Душкин умер 4 апреля 1990 года.


 

18 августа 1962 года – запуск ИСЗ «Космос-8» (СССР).

В 50-е годы ХХ века наибольшей неприятностью, которая может встретиться в космическом полёте, считалась метеорная опасность. После запуска первого ИСЗ у исследователей появился инструмент, позволяющий экспериментально подтвердить или опровергнуть серьёзность этой угрозы. Первым в мире космическим аппаратом, предназначенным для решения этой задачи, был ИСЗ «Космос-8» (ДС-К8), запущенный 18 августа 1962 года.

Космический аппарат ДС-К8«Космос-8» был представителем первого поколения Днепропетровских ИСЗ. Эти космические аппараты (ДС-1, ДС-А1, ДС-К8, ДС-П1, ДС-МГ, ДС-МТ) были выполнены с максимально возможным использованием общей конструктивной и аппаратурной схемы. Герметичный корпус КА состоит из двух полусферических днищ и цилиндрической проставки диаметром 800 мм. Внутри корпуса, заполненного азотом, расположены фермы, на которых размещаются блоки химических батарей, радиотехнический комплекс, аппаратура управления и электронные блоки исследовательской аппаратуры. Датчики исследовательской аппаратуры устанавливаются на цилиндрической части корпуса и верхнем днище.

Все аппараты поискового этапа разработаны без использования системы ориентации в пространстве (кроме аппарата ДС-МО, известный по литературным источникам как «космическая стрела», на котором впервые в мировой практике была применена аэрогироскопическая система ориентации космического аппарата).

КА ДС-К8 предназначался для экспериментальной отработки методов и средств параметров сигналов радиолокационных станций, а также для исследования метеорного вещества в окрестностях Земли.

Масса спутника – 235 кг. Параметры орбиты: высота перигея – 256 км, высота апогея – 604 км, наклонение орбиты — 49°. Время активного существования – 10-12 суток.

В составе специальной аппаратуры была аппаратура радиотехнических измерений и аппаратура регистрации соударений метеорных частиц с поверхностью аппарата.

«Космос-8» был выведен на орбиту с полигона Капустин Яр. Задачи полёта были успешно выполнены. Проведены экспериментальные измерения сигналов радиолокационных станций, уточнены требования к бортовой специальной аппаратуре, зарегистрированы удары метеорных частиц.


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. www.astronautix.com
  2. А. В. Амброжевич. Развитие транспортных систем с ЖРДУ. – Харьков: Рукопись, 2007.
  3. С. В. Старостин. Пионер ракетной техники – главный конструктор Л. С. Душкин. В сборнике «Актуальные проблемы российской космонавтики: Труды ХХХIХ академических чтений по космонавтике, посвященных памяти академика С. П. Королёва и других выдающихся отечественных учёных-пионеров в освоении космического пространства». Москва, 27–30 января 2015 г. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015.
  4. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное» / Под ред. генерального конструктора, академика С. Н. Конюхова. – Днепропетровск: ГКБ «Южное» им. М. К. Янгеля, 2000.

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru