Статьи

В этот день… №3-30 (21-31 августа)

Александр Грищенко Очень часто технические объекты, предназначенные для решения одних и тех же функций, но создаваемые в разных странах, имеют больше общего, чем отличного. В качестве примеров можно привести сверхзвуковые пассажирские самолёты Ту-144 и «Конкорд», орбитальные корабли многократного применения «Спейс Шаттл» и «Буран». Мы расскажем ещё об одном примере технического сходства пилотируемых орбитальных аппаратов, разрабатывавшихся в середине 60-х годов в США и СССР.
 

25 августа 1965 года – директива Президента США Джонсона о постройке пяти пилотируемых ОС MOL (США).

В 1959 году в США была принята амбициозная программа постройки орбитальной станции, получившей название MOL (Manned Orbiting Laboratory). Прямой перевод обозначал её как «обитаемую орбитальную лабораторию», однако главной целью была Читать далее…

В этот день… №3-29 (11-20 августа)

Александр Грищенко Писатели-фантасты часто описывали встречи космических кораблей с метеорными потоками. Какие драматические сцены! Какие страсти! Но насколько высока вероятность такой встречи? И насколько опасны метеоры для космических аппаратов? На эти вопросы могли дать ответ только непосредственные космические исследования. Первый ИСЗ для таких экспериментов был запущен более полувека тому назад в СССР.
 

 
14 августа 1981 года – первый старт исследовательской ракеты Black Brant X (Канада).

Исследовательские или зондирующие ракеты выполняли и выполняют важные научные и прикладные задачи. Именно поэтому их проектировали и строили и, соответственно, запускали во многих странах. Примером этому может служить канадская исследовательская ракета, названная в честь птицы «Чёрная казарка» (Black Brant X). Как и во многих других конструкциях аналогичных летательных аппаратов, ракета Black Brant X (или Black Brant 10) собиралась из уже существующих конструкций, имеющихся под рукой. Трёхступенчатая канадская ракета состояла из: Читать далее…

В этот день… №3-28 (1-10 августа)

Александр Грищенко Сюжеты обзора первой декады августа можно назвать «Истории с продолжением», а точнее «Продолжения историй». Историй о ракетопланах с несущим корпусом, о первой общеевропейской ракете-носителе, о лунных экспедициях миссии «Аполлон».
 
 

 
1 августа 1973 года – начало лётных испытаний экспериментального воздушно-космического аппарата Х-24В (США).

В августе 1964 года ВВС США объявили о начале программы «Старт» (START – Spacecraft Technology and Advanced Reentry Program). Эта программа должна была объединить все существующие проекты планирующих космических аппаратов. Она вобрала в себя результаты, полученные по программам ракетопланов Х-15 (обзор №1-02 16–30.11.2015) и Х-20 (обзор №2-32 11–20.09.2017) а также ряд работ по исследованиям входа головных частей баллистических ракет в плотные слои атмосферы.

Вскоре среди участников программы выделилась фирма «Мартин», разрабатывавшая проект космического челнока «СВ-5» (SV-5), который предназначался для Читать далее…

В этот день… №3-27 (21-31 июля)

Александр Грищенко Попробуйте включить компьютер, который не работал более четырёх лет. Скорее всего, ничего хорошего из этой затеи не выйдет. А если такое попробовать совершить со спутником?
 
 

 
21 июля 1905 года – родился Андроник Гевондович Иосифьян (Российская империя, СССР).

Андроник Иосифьян известен как основоположник и директор Всесоюзного НИИ электромеханики (ВНИИЭМ), главный конструктор ИСЗ «Метеор». «Главный электрик всех ракет», по определению С. П. Королёва. Но за свою долгую и яркую жизнь им было сделано очень много, и не о всех его работах имеется подробная информация. Имел он отношение и к разработке новых средств выведения полезной нагрузки на околоземную орбиту.

Для нынешнего поколения учёных А. Г. Иосифьян являет собой пример учёного-универсала. Он был одновременно исследователем, автором теоретических работ в области Читать далее…

В этот день… №3-26 (11-20 июля)

Александр Грищенко Академик Борис Раушенбах считал, что именно спутники-разведчики обеспечили поддержание мира, сделали невозможной третью мировую войну. А в несколько модифицированном виде (экологические спутники) они будут жить и приносить пользу ещё очень долго.
 
 

 
11 июля 1957 года – первый старт исследовательской ракеты М-100 (СССР).

Мы часто вспоминали в наших обзорах различные американские исследовательские (зондирующие, по американской терминологии) ракеты. Пришло время вспомнить о советских аналогах. Одной из малых ракет, предназначенных для сбора научной информации о состоянии атмосферы на больших высотах, была самая массовая в мире метеорологическая ракета М-100. Количество различных модификаций этой ракеты достигло огромной величины – 6640.

М-100 – двухступенчатая твердотопливная неуправляемая ракета с высотой подъёма 100 км. Постановление Правительства СССР о разработке трёх новых ракетных комплексов на базе пороховых двигателей, в том числе и Читать далее…

В этот день… №3-25 (1-10 июля)

Александр Грищенко Затруднительно переделать самолёт-штурмовик в самолёт сельхозавиации, танк в трактор, а крейсер в круизный лайнер. А вот с МБР всё гораздо проще. Достаточно заменить полезную нагрузку и полётное задание.
 
 
 

 
1 июля 1959 года – первое испытание атомного реактора «Киви-А» (США).

Вначале, немного теории. То, что ракетные двигатели на химическом топливе имеют ограничения по удельному импульсу, было ясно ещё в 40-е годы ХХ века. Выходом из энергетического кризиса могла стать ядерная энергия. Как известно, для того, чтобы сообщить одному килограмму массы вторую космическую скорость, необходимо для совершения межпланетного полёта, нужна энергия примерно четырёх килограммов химического ракетного топлива, но ту же энергию в состоянии выделить миллиграмм урана. Для использования в ракетной технике более всего подходит управляемая реакция деления ядер урана или плутония. Только в этом случае можно Читать далее…

В этот день… №3-24 (21-30 июня)

Александр Грищенко Давным-давно, в студенческие годы мы пели шутливую песню: «Нам ЖРД пахать и сеять будет». До «пахать и сеять» дело не дошло, а вот для перемещения не только ракет, а и других транспортных средств ракетные двигатели применяли.
 
 
 

 
23 июня 1928 года – первая поездка ракетной дрезины (Германия).

В 20-е годы ХХ века ракетный принцип движения пытались приспособить к самым неожиданным объектам и для решения самых неожиданных задач. И особенно в этом преуспели немецкие энтузиасты.

Энтузиаст реактивного движения Макс Валье заинтересовал ракетами Фрица фон Опеля. Конечно, автомобильный магнат Опель понимал всю странность использования ракетного двигателя на автомобилях, но он увидел возможность создания эффективной рекламы для себя при минимальных затратах. Валье убедил Опеля в том, что Читать далее…

В этот день… №3-23 (11-20 июня)

Александр Грищенко Одно из самых сложных и неопределённых для человека понятий – понятие времени. Что-то происходит слишком рано, и мы говорим: «Время ещё не пришло». А что-то происходит в самую последнюю минуту, и мы радуемся: «Успели!» А причин для этого «успели» очень много, и не все они до конца известны.
 

 
11 июня 1984 года – начало работы 20-й объединённой конференции AIAA/SAE/ASME по реактивным двигателям (США).

Мы уже рассказывали об отечественных научных конференциях, имеющих отношение к развитию ракетно-космической техники. Но гораздо большее количество встреч учёных, проектантов и астронавтов происходило в США. Именно на таких конференциях озвучивалась информация о новых принципах и методах создания тяговых усилий для перемещения в пространстве космических аппаратов. Об одном из таких предложений речь и пойдёт в этом обзоре.

На 20-й объединённой конференции по реактивным двигателям, проходившей с 11 по 13 июня 1984 года в г. Цинциннати, шт. Огайо, сотрудник исследовательской лаборатории Читать далее…

В этот день… №3-22 (1-10 июня)

Александр Грищенко Начинается лето. Скоро студенческая сессия, скоро каникулы и отпуска. Интересно, какой отпуск полагается космонавтам после космического полёта?
 
 
 
 

 
1 июня 1970 года – старт космического корабля «Союз-9» (СССР).

Полёт космического корабля «Союз-9» (7К-ОК) в июне 1970 года рассматривался как важный этап подготовки к полётам на борту создававшихся орбитальных станций «Салют». Сегодня космические полёты по полгода и более являются почти рутиной, но и то вопрос о допустимой длительности пребывания человека в условиях невесомости остаётся открытым. А в 1970 году Андрияну Николаеву и Виталию Севастьянову предстояло «попробовать» на себе первые восемнадцать суток.

Готовясь к полёту на «Союзе-9», Николаев и Севастьянов хорошо изучили опыт советских и американских длительных полётов. Учёные, врачи, конструкторы и космонавты пришли к выводу, что Читать далее…

В этот день… №3-21 (21-31 мая)

Александр Грищенко Пора вспомнить и об истории пилотируемых полётов в космос. Кроме того, вернёмся и к исследовательским ракетам, которые создавались не только в ведущих космических державах.
 
 
 

 
24 мая 1975 года – старт космического корабля «Союз-18» (СССР).

24 мая 1975 года в Советском Союзе был произведён запуск очередного пилотируемого космического корабля «Союз-18» с экипажем в составе: командир корабля – лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза подполковник Климук Пётр Ильич и бортинженер – лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кандидат технических наук Севастьянов Виталий Иванович.

Осуществив необходимые манёвры, в ночь на 26 мая космический корабль «Союз-18» состыковался с Читать далее…

« предыдущая страницаследующая страница »

Рейтинг@Mail.ru