В этот день… №3-21 (21-31 мая)



Александр Грищенко Пора вспомнить и об истории пилотируемых полётов в космос. Кроме того, вернёмся и к исследовательским ракетам, которые создавались не только в ведущих космических державах.
 
 
 

 
24 мая 1975 года — старт космического корабля «Союз-18» (СССР).

24 мая 1975 года в Советском Союзе был произведён запуск очередного пилотируемого космического корабля «Союз-18» с экипажем в составе: командир корабля — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза подполковник Климук Пётр Ильич и бортинженер — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кандидат технических наук Севастьянов Виталий Иванович.

Осуществив необходимые манёвры, в ночь на 26 мая космический корабль «Союз-18» состыковался с орбитальной научной станцией «Салют-4», и космонавты П. И. Климук и В. И. Севастьянов перешли на борт станции.

Экипаж КК «Союз-18»: Виталий Севастьянов и Пётр КлимукИх предшественники по станции А. А. Губарев и Г. М. Гречко целый месяц трудились на орбите (обзор №2-08 11–20.01.2017). Новый экипаж продолжил научные исследования с помощью бортового оборудования. Установленный на станции рентгеновский телескоп позволял вести наблюдения далёких галактик в недоступном земному наблюдателю диапазоне длин волн. Инфракрасный телескоп-спектрометр обеспечивал изучение теплового излучения Вселенной. С помощью орбитального солнечного телескопа космонавты могли изучать наше дневное светило в период минимума одиннадцатилетнего цикла солнечной активности.

Богатый арсенал оптических средств «Салюта-4» позволил провести фотографирование и наблюдения земной поверхности, выполнить ряд интересных исследований в области физики верхней атмосферы Земли.

Помимо чисто научных задач, перед космонавтами А. А. Губаревым и Г. М. Гречко ставились задачи всесторонней проверки усовершенствованных бортовых систем «Салюта». Сюда относились прежде всего проверка работоспособности усовершенствованной системы шлюзования отходов, экспериментальной системы терморегулирования, системы регенерации воды и других систем.

Значительное место в программе полёта первого экипажа уделено медико-биологическим проблемам. Несмотря на то, что достигнутая на то время продолжительность пребывания человека в состоянии невесомости составляла 84 дня (третий экипаж станции «Скайлэб»), механизм влияния невесомости, этого главного фактора космического полёта, на человеческий организм был ещё не ясен. И учёных по-прежнему продолжало волновать состояние живого организма в первые недели полёта, соответствующие периоду наиболее острого процесса адаптации.

Экипажу КК «Союз-18» довелось установить рекорд продолжительности полёта на советских орбитальных станциях — 63 суток. Но об этом мы расскажем в последующих обзорах.


26 мая 1969 года — возвращение на Землю спускаемого аппарата космического корабля «Аполлон-10» (США).

Критически важным и необходимым этапом программы «Аполлон» был полёт КК «Аполлон-10», состоявшийся в мае 1969 года (18–26.05.1969). Это была последняя генеральная репетиция перед высадкой на Луну.

Члены экипажа «Аполлон-10» во время подготовки к полётуКомандиром новой экспедиции был назначен Томас Стаффорд (Thomas P. Stafford), командным модулем управлял Джон Янг (John W. Young), а лунным — Юджин Сернан (Eugene A. Cernan). Это был первый экипаж «Аполлона», целиком укомплектованный уже летавшими в космос астронавтами — столь велика была ответственность программы полёта.

Директор отдела полётов хьюстонского центра, Кристофер Крафт, так определил задачи «Аполлона-10»: «Требуется разработать график всей работы вплоть до высадки и непосредственной подготовки к высадке. Во время полёта лунной кабины «Аполлона-9» мы узнали, что выполнение различных операций в космосе часто требует большего времени, чем планируется заранее. Мы хотим знать, сколько времени потребуется астронавтам для выполнения тех или иных операций, для проверки систем, для подготовки к отделению лунной кабины. Необходимо лучше уяснить проблемы навигации в районе Луны. Мы сможем вести навигацию точно так же, как она будет осуществляться, когда мы приступим к высадке в следующем полёте. Мы сможем с гораздо большей точностью предсказывать ошибку и убедиться, что все будет в порядке, когда мы приступим к самой высадке…».

Лунный модуль «Аполлона-10» перед стыковкой с командным модулемКроме того, на «Аполлон-10» возлагались обязанности лунного разведчика. Место на Луне для посадки КК выбирали уже давно. Эту работу вела специальная группа астрономов, геологов и инженеров в научно-исследовательском центре НАСА Ленгли. Эта группа, изучив все фотографии Луны, сделанные КА, наметила 8 мест возможной высадки. Теперь, при пролёте лунной кабины у самой Луны, требовалось подтвердить выбор.

18 мая 1969 года «Аполлон-10» вышел на орбиту. Перелёт к Луне прошёл без каких-либо приключений. Для равномерного нагрева солнечными лучами, КК придавали медленное вращение.

Самым трудным днём был день 22 мая. Сернан и Стаффорд заняли места в лунной кабине, но расстыковаться с командным модулем удалось далеко не сразу. В переходном туннеле не стравливался кислород, и потребовалась помощь Хьюстона для поиска выхода из сложившейся ситуации. Затем модули расстыковались и, после взаимного визуального осмотра, разошлись на расстояние около трех километров. После этого лунная кабина начала снижаться.

Командный модуль «Аполлона-10» в Музее Науки в ЛондонеСтаффорд и Сернан летели на высоте 15,4 километров, что позволяло им различать детали рельефа величиной до 9 метров. Оба астронавта производили фото- и киносъёмку поверхности Луны. Оказалось, что ровных участков довольно мало. Преобладали кратеры и нагромождения камней.

Лунная кабина маневрировала, изменяя траекторию своего полёта. Наиболее напряжённым моментом оказалось разделение посадочной и взлётной ступени лунного модуля, после чего взлётная ступень должна была начать подъём для встречи с командным модулем. Первая команда на разделение не прошла. При повторной ступени разделились, и в тот же момент взлётная ступень с астронавтами начала вращаться с очень большой скоростью.

Стаффорд отключил автоматику и взял управление на себя. Полёт кабины выровнялся. Причиной вращения, как показал последующий анализ, оказалось неправильное положение одного из тумблеров на пульте управления.

После 12-часового раздельного полёта, модули состыковались.

Обратный путь на Землю экипажа «Аполлона-10» можно назвать отдыхом. Никаких проблем на этом этапе не было, как не было проблем и с посадкой СА в Тихий океан. Последний испытательный полёт «Аполлона» завершился 26 мая 1969 года. Следующий был «Аполлон-11» (обзор 11–20.07.2016).


27 мая 1976 года — последний старт австралийской исследовательской ракеты «Какаду» (Австралия).

Стартует «Какаду»Кроме предоставления своей территории под британский и европейский космодром (Вумера), Австралия, эта страна-континент, имела свою ракетную программу.

Австралийская исследовательская твердотопливная ракета Cockatoo (Какаду) применялась в первой половине 70-х годов. Она представляла собой двухступенчатую конструкцию, собранную из британской первой ступени «Гозлинг-IV» (Gosling IV) и австралийской второй ступени «Люпус 1» (Lupus 1).

«Какаду» могла достигать высоты около 130 км, что было достаточно для проводимых исследований: измерения скорости и турбулентности ветровых потоков на 80-км высоте, изучения концентрации озона, ультрафиолетового излучения и т. п.

Британские РДТТ Gosling успешно использовались в качестве стартовых ступеней ЗУР Thunderbird и Bloodhound. Всего было выпущено для этих целей 664 двигателя. Так что была накоплена определённая статистика успешного применения этих РДТТ. Но в качестве стартовых ступеней они имели наклонное сопло. Для исследовательской ракеты была изготовлена модификация с прямым соплом. Этот вариант двигателя весил 256 кг, имел длину 3 м и диаметр 0,254 м. Тяга двигателя Gosling IV составляла 124 кН, а время работы первой ступени — 3,15 с.

Всего, с 16 апреля 1970 года до 27 мая 1976 года было запущено 28 исследовательских ракет «Какаду».


При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Космонавтика. Энциклопедия. — М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  2. Я. К. Голованов. Правда о программе Apollo: Битва за Луну. — М.: «Эксмо-Пресс. Яуза», 2000.
  3. Courtney G. Brooks, James M. Grimwood, Loyd S. Swenson. Chariots for Apollo. A History of Manned Lunar Spacecraft. Published as NASA Special Publication-4205 in the NASA History Series, 1979.
  4. http://www.astronautix.com
« »