В этот день… №3-07 (1-10 января)



Александр Грищенко С Новым Годом, Дорогие друзья! Желаем, чтобы в 2018 году осуществились Ваши планы, сбылись все мечты! Особенно наши пожелания относятся к студентам-дипломникам, чей «старт» уже не за горами.
 
 
 

 
5 января 1940 года начались испытания тактической ракеты дальнего действия варианта 604 (СССР).

К началу 40-х годов ХХ столетия в НИИ-3 (бывший РНИИ) из конструкторов ракет с ЖРД и самих ЖРД остался один Леонид Степанович Душкин. Юрий Победоносцев прекратил заниматься конструированием, а А. Г. Костиков переключился с ЖРД на твердотопливные ракеты для систем залпового огня. В январе 1939 года НИИ-3 был передан в Наркомат боеприпасов. Разработка реактивных снарядов с РДТТ — практически единственное направление научно-технических работ, которое интересовало руководство Наркомата боеприпасов. ЖРД, ПВРД, ракеты с ЖРД теперь никого не интересовали. Не было ни средств, ни возможностей для проведения этих работ. Да и времени тоже не было. Вторая мировая война уже началась (в 1937 году в Китае). До её прихода в Европу оставалось чуть более полугода. Главный заказчик разработок НИИ-3 — Наркомат обороны, потребовал увеличить дальность стрельбы реактивных снарядов до 20 и более километров. Решить эту проблему твёрдыми топливами в то время не представлялось возможным. Именно тогда Л. С. Душкин добился выхода решения Техсовета НИИ, в котором было записано: Леонид Степанович Душкин (15.08.1910-4.04.1990)«Работа по ракетам на жидком топливе является в настоящее время актуальной и должна вестись в разрезе создания образцов боевых ракет, в виде химических или осколочно-фугасных ракетных снарядов, пригодных для ведения стрельбы на дистанцию более 20 километров».

В 1939 году Душкин разработал два варианта тактической ракеты дальнего действия РДД-203 под индексами 604 (первый вариант) и 521 (второй вариант), а также ракетно-зенитный снаряд (РЗС) 135. Ракеты 604 и 521 имели одинаковый калибр 203 мм и оснащались комбинированным ракетным двигателем КРД-604. Идея комбинированного двигателя была выдвинута ещё в 1935 году В. С. Зуевым и заключалась в создании жидкостного ракетного двигателя с пороховыми шашками, размещёнными непосредственно в камере сгорания. При запуске пиропатрон воспламенял одновременно пороховой аккумулятор давления (ПАД) и пороховые шашки двигателя. Сгорая менее чем за секунду, пороховые шашки развивали тягу около 40 кН. ПАД в это время наддувал топливные баки, компоненты (азотная кислота и керосин) поступали в камеру сгорания и воспламенялись от продуктов сгорания пороховых шашек. Далее ракета продолжала полёт с работающим ЖРД с тягой около 10 кН. В конструкции ракеты Душкина не было ни одного трубопровода, а все клапаны были заменены разрывными мембранами.

Баллистическая ракета 604Серия ракет варианта 604 была изготовлена в ноябре 1939 года. Испытания прошли с 5 по 21 января 1940 года. Были получены дальности полёта 19-20 км (в двух испытаниях). Скорость полёта ракеты достигала 600 м/с. Следует отметить, что испытывались не единичные ракеты, а серии в 8-14 шт. К сожалению, в начале войны эти перспективные работы были прекращены в связи с большими затратами, требовавшимися для доработки ракет. Военные требовали увеличить дальность и повысить кучность стрельбы. Отрицательную роль сыграл пусковой станок с направляющими длиной 8,5 м, что затрудняло его эксплуатацию в войсках.

В 1940-1941 годах, развивая проект РДД-203, Душкин завершил сухопутный вариант 521 и создал авиационный вариант 524. Для этих ракет был разработан новый комбинированный двигатель. При стартовой массе 200 кг масса ВВ составляла 36 кг. Для проведения испытаний сухопутного варианта 521 была сконструирована десятизарядная механизированная пусковая установка.

С августа 1940 по август 1941 года было отстреляно более тридцати ракет. Средняя дальность стрельбы составила 19 км. Но добиться надёжной работы двигателя не удалось. Ни одна из ракет не достигла требуемой заказчиком дальности 50 км. Проект был закрыт.


7 января 1786 года родился Карл Андреевич Шильдер (Российская Империя).

Карл Андреевич Шильдер родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново (сейчас Невельского района Псковской области). Карл Андреевич был, как говорили раньше, типичным представителем обрусевших немцев, коих было довольно много в Российской империи. После обучения в Московском благородном университетском пансионе, в 1803 году был зачислен в колонновожатые при Депо свиты царя. В 1802 году он начал службу в русской армии. Под командованием М. И. Кутузова в 1805 году воевал против армии Наполеона, участвовал в Аустерлицком сражении.

К. И. Шильдер (7.01.1786 — 23.06.1854)После получения первого офицерского чина в 1806 году начал службу в инженерных войсках. В 1811 году участвовал в работах по расширению крепости в Бобруйске, а в следующем, 1812 году оборонял её от польских войск, входивших в Великую армию Наполеона. С 1813 по 1818 год служил в 1-м сапёрном батальоне. На два года (с 1818 по 1820) вышел в отставку по семейным обстоятельствам. В 1820 году вернулся на службу по приглашению будущего царя Николая I. С 1826 года командовал лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым принял участие в турецком походе 1828 года. Затем, в 1831 году, была польская война, во время которой К. И. Шильдер исполнял обязанности начальника инженеров гвардейского корпуса.

В мирное время занимался совершенствованием подводных мин и 21 марта (2 апреля) 1834 года провёл первые испытания электроподрыва этого оружия. Правда, способ электровоспламенения пороха был изобретён П. Л. Шиллингом.

От идеи подводной мины К. И. Шильдер перешёл к идее подводной лодки, вооружённой ракетами. В марте 1834 года была начата и в мае того же года была закончена постройка подводной лодки по проекту Шильдера. Субмарина создавалась на нескольких предприятиях Санкт-Петербурга: корпус на Александровском литейном заводе (ныне — ОАО «Пролетарский завод»), оборудование в мастерских лейб-гвардии сапёрного батальона, ракеты — в Петербургском ракетном заведении.

Корпус лодки имел длину 6 метров, ширину 1,5 м, высоту 1,8 м. Вес вместе с вооружением около 16 тонн. Глубина погружения до 12 метров.

Проект подводного ракетоносца К. И. ШильдераПервый пуск ракет был осуществлён 29 августа 1834 года на Неве. В присутствии Николая I с подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-х дюймовые зажигательные ракеты. Кроме того, что это был первый подводный ракетоносец, лодка Шильдера была первым в России кораблём с цельнометаллическим корпусом. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной 5 мм. Лодка приводилась в движение гребками. Каждый из гребков состоял из двух складывающихся лопастей, вращаемых рукоятью (через зубчатое зацепление) изнутри лодки. Для управления движением лодки служил вертикальный руль в виде рыбьего хвоста. Лодка оснащалась перископом. Для замены воздуха предусматривался центробежный вентилятор, вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни, в другой башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха.

Лодка оснащалась также подводной миной, расположенной на бушприте и связанной с гальванической батареей внутри лодки длинным проводом. Предполагалось, что подводная лодка, сблизившись в подводном положении с кораблём противника, вонзит в его корпус стержень мины, удалится на безопасное расстояние и с помощью электрозапала произведёт подрыв мины. Электрозапуск ракет, размещённых в шести горизонтальных железных трубах (по три с каждого борта), также должен был производиться изнутри лодки. Трубы закрывались пробками, которые вышибались пороховыми газами.

Так должен был наносить ракетный удар подводный ракетоносецК сожалению, далеко не все испытания проходили успешно. Из 128 ракет, выпущенных при стрельбах 19 июля 1835 года в Красном Селе, только 57 достигли цели. В мае 1838 года вблизи Кронштадта Шильдер провёл новые стрельбы усовершенствованными ракетами из подводной лодки, находящейся в подводном положении. Результаты всех стрельб также были признаны неудовлетворительными.

Доработка лодки затянулась до 1840 года. 23 сентября (5 октября) 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовскими островами лодка погрузилась. Над поверхностью воды были видны только верхушки башен. Через три часа лодка всплыла. Восемь человек команды чувствовали себя хорошо. Последующие испытания в 1841 году проходили в Кронштадте. Но ходовые испытания в подводном положении показали её низкие боевые качества. За 35 минут лодка прошла всего 183 сажени, причём один гребок был сломан. Комитет о подводных опытах заключил, что дальнейшие опыты бесполезны. Распоряжением военного министра от 9 октября (21 октября) 1841 года опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению.

Шильдер предлагал для доставки подводной лодки к месту боевых действий использовать подвижную пристань, вооружённую ракетами. Им предлагались ещё два проекта подводных лодок, которые не были воплощены в жизнь. Многие изобретения К. И. Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники.

После начала Крымской войны генерал Шильдер вернулся в армию и продолжил боевую инженерную службу. 11 июня (23 июня) 1854 года Карл Иванович скончался в госпитале после осколочного ранения в ногу.

Большинство изобретений Шильдера относились к его инженерной деятельности: противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы, висячий канатный мост и т.п. Но им было много сделано и для вооружения русского флота — ракетная подводная лодка и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846). О том, как в наше время осуществляются запуски ИСЗ подводным стартов с ПЛ расскажем в других обзорах.

Кстати, в 1835 году Александр Сергеевич Пушкин написал такую строку: «Плывёт корабль, как лебедь громовержец…». Может быть, великий поэт описывал подводную лодку, вооружённую ракетами?


При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. М. А. Первов. Рассказы о русских ракетах / Кн. 1-я. — М.: Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2012.
  2. Покорение космоса / Авторы-составители: А. Д. Коваль, В. П. Сенкевич, С. Н. Минчин, М. В. Васильев. — М.: «Машиностронение», 1972.
  3. А. М. Первушин. Битва за звезды: Ракетные системы докосмической эры. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  4. http://epizodsspace.no-ip.org/reyt-all/005/5-34.html
« »