В этот день… №3-36 (21-31 октября)



Александр Грищенко В последней декаде октябрьского обзора поговорим о днях рождения – праздничных днях для людей и ракет.
 
 
 
 

23 октября 1995 года – аварийный запуск ракеты «Конестога» (США).

Твердотопливные ракеты-носители «Конестога» (Соnestoga) разрабатывались в США компанией EER Systems Corp. Примерно в 1982 г. компания SSI (Space Services Incorporated) начала работы над созданием коммерческих твердотопливных ракет-носителей. В начале девяностых годов эти компании объединились. Четырёхступенчатая ракета-носитель «Конестога-1620» снабжена ускорителями «Кастор-IVA» и «Кастор-IVB». Два ускорителя «Кастор-IVA» и два «Кастор-IVB» используются в качестве первой ступени. Два «Кастор-IVB» являются второй ступенью. Центральный «Кастор-IVB-l» используется как третья ступень. Камеры «Кастор-IVA» фиксированы. Камеры «Кастор-IVB» соединены гидравлическим приводом и могут поворачиваться, изменяя направление вектора тяги. В качестве четвертой ступени используется твердотопливный разгонный блок STAR-48V фирмы «Тиокол». Длина блока 2,07 м, диаметр 1,25 м, масса 2,16 т, масса топлива 2,01 т, тяга 68,3 кН.

Конестога 1620Стартовая масса РН «Конестога-1620» – 87,4 т, стартовая тяга 1580 кН. «Конестога» рекламировалась как средство доставки малых и средних полезных нагрузок на борт орбитальной станции. Её расчётная полезная нагрузка – 1180 кг. Разработка обошлась «EER Systems» в 75-100 млн. $.

Подрыв носителяЗапуск ракеты-носителя «Конестога» производился со стартовой базы Уоллопс (Wallops Flight Facility), расположенной на побережье Тихого океана. Стоимость пуска около 12 млн. $.

Первый полёт РН «Конестога-1620» состоялся 23 октября 1995 г. Согласно сообщению агентства АП, старт произошёл через несколько секунд после заявления о задержке пуска, причём до окончания предстартового отсчёта оставалось ещё более 2 минут. Согласно другим сообщениям, на Т-2 мин. 14 сек. была обнаружена неисправность датчика и была объявлена задержка. После того, как другие измерения подтвердили неисправность датчика, запуск был произведён, как и планировалось, в момент Т-0. Носитель был уничтожен системой аварийного подрыва на 46-й секунде полёта на высоте 11 км, когда выявилось отклонение вправо от заданной траектории.

Перспективный проект после первой неудачи так и не был доведён до благополучного завершения, несмотря на актуальность и востребованность такого класса коммерческих носителей.

Ускорители «Кастор-IVA», Кастор-IVB», «Кастор-IVB-1»

Наименование «Кастор-IVA» «Кастор-IVB» «Кастор-IVB-1»
Длина, м 9,14 9,14 9,24
Диаметр, м 1,02 1,0 1,02
Масса, т 11,34 11,4
Топливо, т 10,2 9,98 9,98
Топливо (состав) 10,2
Тяга, кН 493 427 430
Горение, с 54 63,8 64,2

 


 

25 октября 1911 года – родился М. К. Янгель (Российская империя, СССР).

Братья Янгели: Константин, Александр и МихаилМихаил Кузьмич Янгель – выдающийся учёный и конструктор в области ракетно-космической техники, один из организаторов ракетной промышленности в СССР и Украине, основатель и первый Главный конструктор конструкторского бюро «Южное» (1954-1971). Доктор технических наук (1960), академик Академии наук Украины (1961), академик Академии наук СССР (1966).

Михаил Кузьмич Янгель родился в деревне Зырянова Нижнее-Илимского района Иркутской области 25 октября 1911 года. В деревне окончил трёхклассную школу, затем семилетку в Нижне-Илимске.

В 1926 году по приглашению старшего брата Константина – студента Горной академии – приезжает в Москву, где оканчивает школу ФЗУ. Устраивается работать на текстильную фабрику помощником мастера в г. Красноармейске Московской области (1929-1931).

Студент МАИ Михаил ЯнгельВ 1931 году по путёвке Пушкинского райкома ВЛКСМ Михаил Янгель поступил учиться в Московский авиационный институт. Окончил его с отличием в 1937 году, получил диплом инженера-механика по специальности «Самолётостроение». Ещё до окончания института начал работу на авиационном заводе им. Менжинского в КБ М. М. Поликарпова. Работал конструктором, ведущим инженером, помощником главного конструктора, заместителем директора завода (1935-1944). После – заместитель главного инженера ОКБ А. И. Микояна (1944), ведущий инженер в КБ В. М. Мясищева (1945). М. К. Янгель принимал участие в разработке самолёта И-153, работе акционерного товарищества «Амторг» в США. Организовал работы по завершению создания истребителей И-180 и И-185, модификации самолёта По-2. В аппарате Министерства авиационной промышленности координировал работы по развитию самолётостроения (1946-1948). Окончил с отличием Академию авиационной промышленности СССР (1950) и был направлен на работу в ракетную отрасль. Начальник отдела, заместитель Главного конструктора С. П. Королёва, директор, главный инженер НИИ-88 в г. Калининграде Московской области (1950-1954). В 1954 году был назначен Главным конструктором ОКБ-586 (КБ «Южное»).

Первый старт ракеты Р-12Михаил Янгель стал основоположником нового направления в ракетной технике, основанного на использовании высококипящих компонентов топлива и автономной системы управления, что существенно повысило боеготовность ракет стратегического назначения. Принимал участие в разработке первых советских боевых ракет Р-5 и Р-7, руководил разработкой проектов ракет Р-11 и Р-12, организовал исследование аэродинамики, баллистики, материаловедения и других проблем ракетной отрасли (1950-1954).

Творческий коллектив КБ «Южное», который возглавлял М. К. Янгель, вместе с кооперацией смежников создал несколько поколений высокоэффективных боевых ракетных комплексов и космических систем, многие решения по которым были пионерскими, внёс большой вклад в укрепление могущества и обороноспособности страны. На базе мощных и эффективных боевых ракет Р-12, Р-14, Р-16, Р-36 в Советском Союзе были созданы Ракетные войска стратегического назначения, которые стали основой ракетно-ядерного щита страны. В КБ «Южное» созданы ракеты-носители «Космос» и «Космос-2», различные типы космических аппаратов военного, научного и народнохозяйственного назначения, запущены на орбиту первые спутники серии «Космос» и «Интеркосмос», которые положили начало международному сотрудничеству в области освоения космического пространства.

Р-36 на параде 1969 г.В 1960 году М. К. Янгелю была присуждена степень доктора технических наук, а через два года он избирается академиком АН Украины, а затем и действительным членом Академии наук СССР.

Как Главный конструктор М. К. Янгель принимал смелые и эффективные конструкторские и технические решения, которые значительно повысили эффективность ракетных комплексов: разделяющиеся и орбитальные головные части, ложные цели для преодоления противоракетной обороны, миномётный старт тяжёлых ракет и многое другое. М. К. Янгель сформировал многофункциональную структуру КБ «Южное», создал мощную кооперацию предприятий-разработчиков ракетно-космической техники.

М. К. Янгель активно участвовал в управлении государством – депутат городского Совета г. Калининграда Московской области (1952-1954), депутат Верховного Совета СССР (1966-1971), кандидат в члены ЦК КПСС (1966-1971).

Подвижный ракетный комплекс РТ-20Михаил Кузьмич имел большое уважение и авторитет в научных кругах и организациях промышленности. Он оставил глубокий след в науке и технике как историческая личность, которая во многом повлияла на ход мировых событий.

Можно вполне обоснованно говорить об индивидуальном инженерном почерке Михаила Кузьмича. Простота ракетных конструкций Янгеля при высоких лётно-технических характеристиках, надёжность функционирования и удобство эксплуатации сделали направление развития ракетного вооружения с использованием высококипящих компонентов топлива основой ракетного вооружения войск стратегического назначения – ракетно-ядерного щита нашего государства. Вклад Михаила Кузьмича в создание такого щита является одним из решающих. Вызывают восхищение быстрота творческого мышления Янгеля, многообразие разработанных им различных ракетных комплексов и практически полное отсутствие не нашедших применения проектов. Созданный в своё время по заказу Минобороны интересный и компактный подвижный грунтовой межконтинентальный комплекс РТ-20П с хорошими, даже по современным меркам, боевыми характеристиками не был принят на вооружение по капризу нового министра обороны, так как последний посчитал нецелесообразным вообще иметь подвижные комплексы на вооружении РВСН. В настоящее время такие комплексы составляют значительную долю ракетного потенциала.

М. К. Янгель, помимо боевой ракетной тематики, эффективно занимался также разработкой ракет-носителей и космических объектов в интересах Министерства обороны и науки. В ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля были разработаны: лёгкий носитель «Космос» на базе ракеты Р-12, проект лёгкого носителя «Интеркосмос» на базе ракеты Р-14, средний носитель «Циклон» на базе ракеты Р-36 с автоматизированным безлюдным стартом. Созданы ряд спутников научного назначения серии «Космос» и «Интеркосмос», спутники для юстировки системы ПРО и другие.

Памятник М. К. Янгелю на территории КБ «Южное»Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1961), лауреат Ленинской (1960) и Государственной (1967) премий СССР. Награждён орденами Ленина (1956, 1959, 1961, 1969), Октябрьской революции (1971), премией и Золотой медалью им. С. П. Королёва (1970).

25 октября 1971 года М. К. Янгель во время юбилейных торжеств скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

Его имя присвоено Государственному конструкторскому бюро «Южное» (1991). Федерации космонавтики СССР и Украины учредили медаль его имени. Стипендии его имени в Московском авиационном институте, Днепропетровском национальном университете. Именем М. К. Янгеля названы астероид и кратер на Луне, посёлок в Иркутской области, пик на Памире, океанский сухогруз «Академик Янгель». Улицы его имени – в Москве, Киеве, Днепропетровске, Байконуре. Установлены памятные бюсты в городах Железногорске-Илимском Иркутской области, Днепропетровске, на космодромах Байконур и Плесецк. Мемориальные доски на зданиях текстильной фабрики в г. Красноармейске Московской области, Московского авиационного института, ЦИИмаша в г. Королёве Московской области, Государственного предприятия «Конструкторское бюро «Южное» имени М. К. Янгеля» в г. Днепропетровске.


 

30 октября 1882 года – родился Д. П. Рябушинский (Российская империя).

Дмитрий Павлович Рябушинский, один из представителей знаменитой купеческой фамилии Рябушинских, родился в Москве 30 (18) октября 1882 года. Он был восьмым сыном своих родителей. После окончания гимназии поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, которую окончил в 1901 году с золотой медалью и степенью кандидата коммерции. Курс механики в этом среднем специальном учебном заведении читал профессор Н. Е. Жуковский. Знакомство с ним предопределило дальнейшую жизнь Дмитрия Рябушинского. Осенний семестр Дмитрий Павлович провёл в Гейдельбергском университете. Затем он посетил Францию, отправился в кругосветное путешествие. Домой он вернулся с твёрдым намерением вместо коммерции заняться постройкой летательных аппаратов, о чем сообщил профессору Жуковскому, тот посоветовал начать с создания аэродинамической лаборатории для изучения законов полёта.

Д. П. Рябушинский (30.10.1882 – 27.08.1962)В 1904 году в имении Рябушинских в Кучине под Москвой было возведено здание Аэродинамического института, являвшегося по своему оснащению и широте постановки исследований первым в мире научным заведением подобного типа (за рубежом аналогичные заведения возникли на 5-6 лет позже). На устройство института Дмитрий Павлович израсходовал до 1905 года 100 тысяч рублей. Как само строительство, так и первые исследования в институте велись под общим руководством Жуковского. Наряду с Николаем Егоровичем в проводимых исследованиях участвовали его соратники и ученики В. Кузнецов, Б. Бубекин, С. Неждановский и другие. Правда, через год-полтора большинство учеников и сам Жуковский покинули институт. Д. П. Рябушинский не хотел ограничиваться ролью директора института и, говоря современным языком, спонсора, и захотел лично проводить научные исследования, зарекомендовав себя талантливым экспериментатором. Однако Н. Е. Жуковский своим авторитетом затенял успехи Рябушинского, вследствие чего в 1906 году Дмитрий Павлович отказался от помощи Жуковского.

Почти все исследования в Кучино велись с 1906 по 1917 годы по планам и при личном участии Рябушинского. В 1906-1914 годах было издано пять выпусков Бюллетеня Кучинского аэродинамического института (на французском языке) с результатами проводившихся работ. Последний, шестой выпуск бюллетеня Рябушинский издал в 1920 году уже в Париже.

Для восполнения пробелов в теоретической подготовке Рябушинский с 1907 года посещал в качестве вольнослушателя занятия в Московском университете, а в 1908 году поступил на математическое отделение физико-математического факультета. По окончании в 1912 году университета был оставлен Жуковским при возглавляемой им кафедре теоретической механики для подготовки к профессорскому званию. В начале 1916 года выдержал экзамен на степень магистра и был зачислен приват-доцентом университета, начал читать курс теории упругости и аэродинамики. В 1916-1917 учебном году трижды выступал с научными докладами в Московском математическом обществе.

До первой мировой войны Рябушинский занимался проблемами авиации. Мировую известность принесло ему изучение авторотации винта. Многие эксперименты в этой области были проведены впервые в мире. В Кучинском институте велась большая работа по изучению ламинарного и турбулентного потоков, спектров обтекания разных тел, в том числе разрезанных крыльев, исследованию вихрей, образуемых несущими поверхностями в потоке. Рябушинский по праву может считаться одним из основоположников отечественной экспериментальной аэродинамики.

Но не только проблемы аэродинамики интересовали Дмитрия Павловича. При праздновании десятилетия своего института (март 1914 года) Рябушинский сказал: «Задача аэродинамического полёта разрешена, но на смену ей выдвигается новая, гораздо более трудная и грандиозная проблема – проблема перелёта на другую планету. Блестящие научные завоевания человечества дают право мечтать о том, что и этот вопрос будет когда-нибудь разрешён терпеливыми и преемственными усилиями исследователей, которые увлекутся величием этой идеи. В Аэродинамическом институте в Кучино будут также предприняты исследования в этом направлении». В это время, кроме малоизвестных работ Циолковского, на эту тему не было выполнено никаких исследований.

В военные годы Кучинский институт выполнял поручения Артиллерийского комитета. Именно здесь проводились испытания пневматической ракеты Поморцева. Рябушинский занялся ракетодинамикой, а также сконструировал портативную безоткатную пушку-миномёт. Её успешные испытания проходили в 1916 году. Одновременно он предпринял один из первых расчётов реактивной силы при истечении газовой струи. В 1917 году им была создана модель космической ракеты, но это был год, изменивший судьбы многих людей и стран. В 1918 году почти все Рябушинские перебрались в Харьков, занятый немцами, где у них был семейный банк. Вся их торгово-промышленная собственность была национализирована. Дмитрий Павлович, отправив семью в Харьков, пытался спасти своё детище – Аэродинамический институт. Институт был сохранён, а Дмитрий Павлович был назначен временно исполняющим обязанности заведующего. Но осенью 1918 года он был арестован. Чудом оставшись в живых, он испросил отпуск и при содействии Российской академии наук выехал в октябре 1918 года в Данию. В 1919 году он переехал во Францию, где и пребывал всю оставшуюся жизнь.

Во Франции Рябушинский продолжил исследования по гидродинамике, в том числе по изучению движения твёрдых тел в жидкости, вихревых течений, кавитации и сопротивления жидкостей. В июне 1922 года был удостоен Парижским университетом учёной степени доктора математических наук за две представленные диссертации. С этого же времени Дмитрий Павлович начал сотрудничать с техническим управлением министерства авиации и читать лекции в университете, правда, в качестве «приглашённого иностранного учёного». С 1925 по 1953 г. им было прочитано в Сорбонне 15 лекционных курсов. Д. П. Рябушинский, как и многие белоэмигранты, не принял французского гражданства и до конца жизни сохранил паспорт русского эмигранта. Рябушинский выступал с докладами и читал лекции в США, Великобритании, Югославии и Польше. Состоял членом Лондонского Королевского института, Аэродинамического института в Нью-Йорке, Французского математического общества.

Рябушинский всегда интересовался историей и достижениями русской науки, отмечал вклад русских учёных и инженеров в развитие авиационной науки и самолётостроения. В 1945 году, в связи с широко проводившимися торжествами по случаю 220-летия Академии наук СССР, Дмитрий Павлович переслал в дар Академии большую фотографию подлинного письма Петра Великого Парижской академии наук. В сопроводительной записке президенту Академии Рябушинский писал: «За 27 лет пребывания вне пределов нашей Родины, я неизменно преследовал две цели: I – участие, по мере сил, в увеличении русского вклада в мировую науку, II – хранение, отстаивание значения и содействие увеличению, несмотря ни на какую преходящую обстановку, наших отечественных культурных ценностей».

В 1935 году Дмитрий Павлович был избран членом-корреспондентом академии наук Франции. Всего с 1906 по 1962 г. им было опубликовано свыше 200 научных работ, посвящённых аэродинамике, астрофизике, сверхзвуковой аэродинамике, геометрии, гидродинамике, математике и теоретической физике.

Умер учёный 27 августа 1962 года в Париже в возрасте 79 лет. Его любимое детище, Кучинский институт, в 1921 году был переименован в Московский институт космической физики и вскоре влился во вновь созданный Государственный научно-исследовательский геофизический институт.

Кто знает, может быть, если бы не исторические катаклизмы ХХ века, среди отцов отечественной космонавтики была бы и фамилия Рябушинского. Не покинь он Родину в 1918 году и продолжи ракетные исследования, может быть, первый спутник был бы запущен лет на десять раньше. Но история не знает сослагательного наклонения. Увы.


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное» / Под ред. генерального конструктора, академика С. Н. Конюхова. – Днепропетровск: ГКБ «Южное» им. М. К. Янгеля, 2000.
  2. В. C. Губарев. Неизвестный Янгель. Создатель «Сатаны». – М.: «Яуза: Эксмо», 2011.
  3. С. П. Уманский. Ракеты-носители. Космодромы. – М.: «Рестарт+», 2001.
  4. epizodyspace.ru/reyt-all/005/5-26.html

 


«



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru