В этот день… №2-02 (11-20 ноября)



Александр Грищенко «На далекой звезде Венере
Сердце пламенней и золотистей;
На Венере, ах, на Венере
У деревьев синие листья…»

Николай Гумилёв

Уже в 60-е годы ХХ столетия люди попытались узнать, какие листья у деревьев на Венере.
 
 
11 ноября 1966 года — старт последнего пилотируемого космического корабля серии «Джемини» (Gemini, США).

«Джемини-12» — последний из серии — был выведен на орбиту 11 ноября 1966 года с астронавтами Джеймсом Ловеллом (James Lovell) и Эдвином Олдрином (Edwin Aldrin) на борту. Хотя астронавты и испытывали некоторые трудности с управлением, им удалось провести ряд сложных манёвров, включая несколько встреч и три стыковки. Наиболее трудный из манёвров — сохранение определённой дистанции между связанными тросом космическими аппаратами. После соединения обоих аппаратов тросом, в результате манёвра «Джемини» оказался над «Адженой» (Agena). Трос между аппаратами был туго натянут вследствие Южное побережье Индиичрезвычайно малой разницы в силе естественного притяжения, испытываемого обоими аппаратами: у «Аджены», находившейся ниже, оно было на какую-то ничтожную долю больше. Орбитальный полет в таком положении продолжался 4,5 часа без ощутимого отклонения. Так удалось доказать, что два аппарата могут оставаться в том же положении по отношению друг к другу, не расходуя маневренного топлива.

Астронавт Олдрин выходил из кабины три раза и пробыл за бортом корабля в общей сложности 5 час. 30 мин. Его главным заданием было фото- и киносъёмка. Кроме того, он закрепил трос, соединивший «Джемини» с «Адженой», и установил на «Джемини» поручни. Олдрин первым воспользовался привязной системой, которая дала ему возможность работать вне кабины корабля без того, чтобы его относило в сторону.

При возвращении на Землю после четырёх дней в космосе, Ловелл и Олдрин ещё раз подтвердили точность управляемой системы посадки, опустившись на воду менее чем в 6 км от запланированной точки.
Так был завершён проект «Джемини» — эта исключительно успешная серия из десяти полётов с двумя астронавтами на борту корабля. Полёты «Джемини» продолжались полтора года с небольшим. К началу 1967 года Соединенные Штаты насчитывали 19 астронавтов, налетавших в общей сложности около 2000 часов, что намного превышало достижения Советского Союза. И теперь те же люди — астронавты, инженеры, учёные, техники, администраторы и многие другие — с увлечением принялись за проведение проекта «Аполлон» и осуществление высадки человека на Луну.

Архив кино- и фотодокументов, полученных на борту КК серии «Джемини» очень велик. Практически в каждом полёте члены экипажей этих кораблей занимались кино- и фотосъёмкой поверхности Земли. Некоторые из этих фотографий приведены в нашем обзоре.
Мыс Канаверал, ФлоридаВосход над Андами


16 ноября 1965 года — старт ракеты-носителя с автоматическим аппаратом «Венера-3», который впервые достиг поверхности Венеры (СССР).

АМС «Венера-3»Первые попытки исследования Венеры с помощью межпланетных станций были предприняты в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва (старт АМС «Венера-1» 12.02.1961).

12 и 16 ноября 1965 г. ушли в космос ещё две АМС — «Венера-2» и «Венера-3», предназначенные для решения более широкого круга научных и технических задач. По сравнению со станцией «Венера-1» они имели в полтора раза большую массу (960 вместо 644 кг). Это позволило оснастить «Венеру-2» более разнообразной научной аппаратурой, а на «Венере-3» установить спускаемый аппарат.

На траектории перелёта проводились эксперименты по измерению содержания нейтрального водорода в космическом пространстве; по исследованию космических лучей, как приходящих в Солнечную систему из глубин Галактики, так и порождённых самим Солнцем; по изучению солнечного и космического длинноволнового радиоизлучения; по исследованию солнечного ветра и магнитных полей в межпланетном пространстве.

АМС «Венера-3»

АМС «Венера-3»:
1 — спускаемый отсек; 2 — баллона системы ориентации; 3 — микродвигатели системы ориентации; 4 — орбитальный отсек; 5 — корректирующая двигательная установка; 6 — штырь магнитометра; 7 — радиаторы системы терморегулирования; 8 — панели солнечных батарей; 9 — малонаправленная антенна; 10 — остронаправленная антенна; 11 — датчик точной звёздной и солнечной ориентации; 12 — датчик постоянной солнечной ориентации

1 марта 1966 г. впервые в истории человечества космический аппарат, созданный на Земле, АМС «Венера-3» достиг другой планеты и вошёл в её атмосферу. Анализ полученной с «Венеры-2» и «Венеры-3» информации обогатил их создателей новыми сведениями, позволил наметить оригинальные технические решения.

В конце 1965 г., ощущая нехватку сил своего коллектива для разработки новых важных проектов, Сергей Павлович передал работы по созданию АМС для исследования Луны и планет на Машиностроительный завод (МЗ, ныне — НПО) им. С. А. Лавочкина. Полагая, что станции «Венера-2» и «Венера-3» смогут уточнить параметры атмосферы Венеры, лавочкинцы приступили к формированию задач и принципов построения АМС нового типа для широкого исследования планет, выводимых новой мощной РН «Протон» с разгонным блоком (РБ) «Д».

По планете Венера они предполагали провести картографирование поверхности с орбиты ИСВ в различных диапазонах электромагнитного спектра, а также исследовать химический состав, механические свойства, агрегатное состояние, освещённость поверхности и получить её фотографию с помощью аппаратуры, установленной на СА. Планировалось провести детальное изучение атмосферы планеты, включая исследования с помощью аэростатных зондов. Однако из-за досадной ошибки в технологии нанесения лакокрасочного покрытия на радиаторы системы терморегулирования (СТР), температура в отсеках АМС «Венера-2» и «Венера-3» на заключительном этапе полёта значительно увеличилась, и связь со станциями была потеряна.
Чертёж общего вида камеры ЖРД С 5.45


16 ноября 1973 года — старт третьей экспедиции американской РС «Скайлэб» (Skylab, США).

Карр, Гибсон и Поуг на предполётной тренировкеЗапуск транспортного корабля «Аполлон» с третьим экипажем станции был произведён РН «Сатурн-1Б». В состав третьего экипажа входили Джеральд Карр (Gerald Carr, командир), Эдвард Гибсон (Edward Gibson, научный работник-астронавт) и Уильям Поуг (William Pogue, второй пилот). Ни один из членов экипажа опыта космических полётов не имел. Полёт этого экипажа первоначально был рассчитан на 56 суток. Позже, изучив послеполётные медицинские показатели первого и второго экипажей, специалисты-медики сочли возможным увеличить длительность пребывания на станции третьего экипажа до 84 суток. При этом после 56 суток должно было производиться еженедельное медицинское обследование астронавтов, и на основе его результатов выдаваться разрешение на полёт в течение очередной недели.

Первоначально, в качестве основной задачи для третьего экипажа предусматривались исследования природных ресурсов Земли, но позже основной задачей были определены наблюдения кометы Когоутека. Запуск третьего экипажа был отложен с 26 октября на 10 ноября 1973 г., с тем, чтобы пребывание астронавтов на станции попадало на период наибольшего приближения кометы к Солнцу и к Земле. Два из четырёх запланированных выходов в открытый космос третий экипаж должен был посвятить наблюдениям кометы: непосредственно до и непосредственно после прохождения ею перигелия (28 декабря 1973). Какие либо существенные ремонтные работы для третьего экипажа не предусматривались. Полезная нагрузка транспортного корабля (880 кг) в основном включала в себя оборудование и образцы для научных исследований. В корабль были загружены запасы пищи. Корабль нёс также ёмкость с хладагентом для дозаправки системы охлаждения, в которой возникла течь. Старт РН «Сатурн-1Б» с экипажем третьей экспедиции «Скайлэб»Отсрочка запуска с 10 на 16 ноября была вызвана неисправностью РН.

Перигей начальной орбиты с третьим экипажем 153 км, апогей 324 км. В результате пяти манёвров ТК сблизился со станцией, и после облёта её с целью осмотра и телевизионной съёмки астронавты через 8 часов после старта осуществили стыковку. Она удалась со второй попытки. Все астронавты испытывали симптомы укачивания. Первые дни пребывания на станции экипаж посвятил расконсервации оборудования и подготовки к научным исследованиям. Все работы шли с отставанием от графика.

19 ноября Поуг ввёл доставленный с Земли хладагент в систему охлаждения. Для этого пришлось проколоть отверстие в магистральном трубопроводе с помощью устройства, напоминающего шприц. На отверстие был насажен клапан, и через него был введён хладагент.


При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Журнал «Америка», №132, сентябрь, 1967.
  2. L. C. Hacker, J. M. Grimwood. On the shoulders of titans: A history of project Gemini. — Wash, 1977.
  3. Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Горячие дни «холодной войны». — М.: «РТСофт», 2007.
  4. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. — М.: «Советская Энциклопедия», 1974.
  5. Двигатели 1944-2000. Авиационные, ракетные, морские, промышленные. — М.: «АКС-Конверсалт», 2000.
« »