В этот день… №2-04 (1-10 декабря)



Александр Грищенко «Открылась бездна звёзд полна;
Звёздам числа нет, бездне дна.»

М. В. Ломоносов

Лучше наблюдать звёзды, когда никто и ничто не мешает. И самое подходящее место для таких наблюдений – космическое пространство. А заниматься таким занятием можно и без непосредственного участия человека.
 
 
7 декабря 1968 года – первый астрономический ИСЗ серии ОАО (США).

ОАО (англ. OАO – Orbiting Astronomical Observatory, т.е. Орбитальная астрономическая обсерватория) – серия американских ИСЗ для астрономических наблюдений. Масса спутника – около 2 т.

ИСЗ серии ОАО оснащались комплектом научной аппаратуры WEP (Wisconsin Experiment Package), состоящим из четырёх телескопов-рефлекторов с апертурой 203 мм, регистрирующих ультрафиолетовое излучение звёзд с длиной волны 120 и 200 нм и двух сканирующих УФ спектрометров. Кроме того, ИСЗ имел телескоп «Селескоп» с четырьмя трубами (каждая с апертурой 317 мм), который регистрировал УФ излучение в диапазоне 150-300 нм. В фокальной плоскости была установлена телевизионная камера.

ИСЗ ОАОЗапущенная в декабре 1968 года орбитальная обсерватория имела порядковый номер 2. Самая первая ОАО была запушена 8 апреля 1966 года, но после трёх дней полёта была зафиксирована потеря электропитания и миссия была завершена. А вот ОАО-2 успешно проработала с декабря 1968 до января 1973 года. Благодаря наблюдениям на ОАО-2 был сделан ряд важных астрономических открытий. В частности, впервые было установлено, что кометы окружены огромным водородным облаком, шириной в несколько сотен тысяч километров, а также были проведены наблюдения новых, обнаружившие повышение мощности ультрафиолетового излучения новой во время снижения её оптической яркости.

Для астрономических наблюдений требовалась высокая точность наведения приборов на выбранную звезду (с ошибкой 1,0 – 0,1ʺ). В системе ориентации использовался комплект звёздных датчиков, солнечные датчики, инерциальный измерительный блок и скоростные гироскопы, а в качестве исполнительных органов – маховики грубой и точной ориентации, микродвигатели, работающие на сжатом азоте, и магнитная система разгрузки маховиков.

Для вывода на орбиту ИСЗ серии ОАО использовались двухступенчатые РН «Атлас-Центавр», о которых уже рассказывали в предыдущих обзорах («Центавр» №1-02 16–30.11.2015, «Атлас» №1-08 16–29.02.2016). Несмотря на то, что конструкция РН была хорошо отработана, следующий ИСЗ ОАО постигла неудача. К сожалению, во время запуска 3 ноября 1970 г. обсерватория не смогла отделиться от ракеты-носителя, повторно вошла в атмосферу и, в конечном счёте, затонула в водах Атлантического океана.

Последний из серии орбитальных обсерваторий — ОАО-3 (Коперник), успешно проработал на орбите с 21.08.1972 до февраля 1981 года. Его миссия была самой успешной — были получены высококачественные спектры сотен звёзд, проведены обширные исследования в рентгеновском диапазоне волн. Среди множества открытий сделанных при помощи «Коперника» — обнаружение нескольких долговременных пульсаров с периодом обращения в несколько минут (обычный период обращения для пульсара составляет секунды и доли секунд). Так что орбитальный телескоп «Хаббл», о котором мы надеемся рассказать в следующих обзорах, появился не на пустом месте.
Старт РН «Атлас-Центавр» с ИСЗ ОАО-2Ступень «Центавр»


 

10 декабря 1977 года – экспедиция на ОС «Салют-6» экипажа в составе Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко (СССР).

Экипаж КК «Союз-26» и ОС «Салют-6»: Г. М. Гречко и Ю. В. РоманенкоПосле неудачной попытки стыковки КК «Союз-25» с ОС «Салют-6» в начале октября 1977 года, к станции отправился следующий корабль. Перед стартом «Союза-26» было принято решение о включении в состав экипажа уже побывавших в космосе космонавтов. В экипаже нового корабля таким был бортинженер Георгий Гречко. Для командира корабля Юрия Романенко это был первый полёт.

Поскольку после неудачной стыковки «Союза-25» были сомнения в исправности переднего стыковочного узла станции, «Союз-26» успешно пристыковался к кормовому узлу. А уже 20 декабря 1977 года космонавты выходили в открытый космос на 1 час 28 минут для инспекции стыковочного узла переходного отсека и испытания выходных скафандров «Орлан-Д». К счастью, стыковочный агрегат оказался в порядке, что спасло программу полётов и позволило снабжать станцию расходными материалами с помощью автоматических грузовых кораблей «Прогресс». Кроме того, станцию посещали экспедиции посещения. Но обо всех подробностях дальнейших полётов расскажем в последующих выпусках.

Схема ОС «Салют-6» с пристыкованными КК «Союз» и «Прогресс»ОС «Салют-6» была первой из станций серии 7К, оснащённых объединённой ДУ. Большой космический аппарат имел группу двигателей малых тяг, предназначенных для коррекции орбиты аппарата, ориентации его в пространстве, стабилизации аппарата в заданном положении. На многих КА, в том числе и на первых ОС «Салют», эти двигатели работали на разных топливных компонентах. До тех пор, пока было невозможно обеспечить дозаправку ДУ станции с помощью автоматических грузовых кораблей «Прогресс», многокомпонентная топливная система доставляла неудобства только стартовой команде. Но сколько надо было бы иметь всевозможных бачков, баков и различных трубопроводов на грузовом корабле, чтобы обеспечить работу ОС «Салют-6». Кроме того в процессе длительной эксплуатации ОС с автономными ДУ всегда имеется потенциальная угроза непропорционального расходования топлива в отдельных системах. В результате чего, например, из-за отсутствия топлива в системе ориентации совершенно исправный аппарат не сможет совершить запланированной коррекции, хотя корректирующая установка имеет необходимое для этого количество топлива.

Схема ОДУ ОС «Салют-6»

Схема ОДУ ОС «Салют-6» (показаны только баки горючего):
1, 4, 5, 6 – клапаны газовой магистрали; 2 – баллоны высокого давления с азотом; 3 – понижающий редуктор; 7, 8, 9 – клапаны управления системой подачи топлива в двигатель; 10 – газовый клапан дозаправки; 11 – компрессор; 12 – топливный клапан дозаправки; 13 – клапан сброса газа в космическое пространство; 14 – двигатели коррекции; 15 – двигатели ориентации; 16, 17 – клапаны включения двигателей

Создатели «Салюта-6» объединили топливные системы функционально различных двигательных групп в одну. Отсюда и её название – объединённая двигательная установка (ОДУ). В неё входят два двигателя коррекции по 3 кН тяги каждый и 32 ЖРД МТ причаливания и ориентации по 0,14 кН тяги каждый. Во всех двигателях используется одна и та же пара компонентов топлива: НДМГ (горючее) и четырёхокись азота (окислитель).

На ОС имеется три цилиндрических бака с горючим и столько же баков с окислителем. Все шесть баков конструктивно аналогичны. К одной из крышек каждого из них приварен разделительный сильфон. Во внутренней полости сильфона располагается топливный компонент. В другую полость бака от баллонов высокого давления через редуктор, понижающий давление с 20 до 2 МПа, подаётся газообразный азот.

Корректирующий двигатель КРД-79 был разработан в КБ Химмаш с использованием опыта создания КДУ-426 (обзор №1-04 16–31.12.2015). КРД-79КРД-79 — это однокамерный многоразовый однорежимный ЖРД с вытеснительной системой подачи топливных компонентов. Он состоит из камеры, карданного подвеса, приводов для качания камеры, арматуры, элементов контроля работы и бортовой кабельной сети. Для уменьшения импульса последействия на головке камеры установлены клапаны, закрывающие доступ компонентам из межрубашечных полостей в головку камеры после останова. Управление двигателем осуществляется подачей напряжения на электропневмоклапаны, которые обеспечивают подачу и стравливание газа из управляющих полостей агрегатов. Основные технические параметры двигателя: тяга в пустоте – 3,09 кН; удельный импульс в пустоте – 2881 м/с; давление в камере сгорания – 1,75 МПа; соотношение компонентов топлива – 1,85; суммарное время работы – 2700 с; число включений — до 70; сухая масса двигателя – 38,5 кг.


 

10 декабря 1934 года – подписана в печать книга С. П. Королёва «Ракетный полёт в стратосфере» (СССР).

Книга будущего академика и главного конструктора ракетно-космических систем была впервые опубликована отдельной книгой в начале 1935 года.

Работе была предпослана аннотация: «автор инженер-лётчик С. П. Королёв в своём труде обрисовывает значение борьбы за достижение больших высот полёта и характеризует возможности реактивных летательных аппаратов как важнейшего средства к достижению этой цели. В труде разбираются опыты, производившиеся с ракетными летательными аппаратами; впервые в нашей литературе излагается схема современного реактивного мотора, и указываются вопросы, разрешение которых позволит осуществить реактивный полёт в стратосфере человека».

Работа над книгой была начата ещё в ГИРДе, так как была включена в план Осоавиахима – Авиаиздата на 1933 г.

Особое значение в своей книге, С. П. Королёв придавал ракетному двигателю. Об этом говорится, в частности, в заключительном разделе книги, где автор сформулировал четыре вывода: «Во-первых – необходимость и целесообразность применения ракет, сразу развивающих достаточные скорости и испытывающих значительные ускорения. Это – задача сегодняшнего дня.

Во-вторых – полёт человека в таких аппаратах в настоящее время ещё невозможен.

Третье – без надёжного ракетного мотора, продуманного и разработанного во всех своих деталях и частях и испытанного на практике, говорить о каких-то достижениях нельзя. В центр внимания – ракетный мотор!

Четвёртый вывод – работать конкретнее и серьёзнее, дорабатывая до совершенства поставленные вопросы.

От общих мест, рисунков и схем – к глубокой научной проработке каждой отдельной темы!

Среди них почётное место должно принадлежать всем задачам, имеющим непосредственное отношение к мотору. Сюда могут быть отнесены: вопросы физики и химии мотора; создание таких горючих смесей, которые давали бы наибольшие скорости истечения продуктов сгорания, что, как мы и видели, имеет большое значение для ракетных двигателей; затем подача топлива в мотор; разработка подающих насосов, инжекторов и других устройств; огнестойкие материалы, которые обеспечивали бы длительную работу моторов без разрушения камеры, и многое другое».

Надеюсь, что материалы блога показывают — написанное С. П. Королёвым более 80-ти лет тому назад и по сей день не теряет актуальности.


 

1 – 10 декабря 1973 года – продолжение третьей экспедиции «Скайлэб» (США).

В декабре 1973 года продолжался пилотируемый полёт ОС «Скайлэб».

Как и прежде, большое внимание уделялось исследованиям земной поверхности.

Главные результаты третьей экспедиции будут связаны с астрономическими наблюдениями (комета Когоутека), о них вы узнаете в последующих обзорах.
Астронавты Гибсон и Карр выглядывают в восьмиугольное отверстие, которое связывает два уровня рабочего отсекаМексиканский залив


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Космонавтика. Энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  2. Журнал «Наука и жизнь», №7, 1979.
  3. Двигатели 1944-2000. Авиационные, ракетные, морские, промышленные. – М.: «АКС-Конверсалт», 2000.
  4. Пионеры ракетной техники. Избранные труды (1929-1945). В. П. Ветчинкин, В. П. Глушко, С. П. Королев, М. К. Тихонравов. – М.: «Наука», 1972.
  5. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1974.
  6. http://spaceflight101.com/spacerockets/atlas-v-551

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru