В этот день… №1-17 (21-30 июня)



Александр Грищенко Здравствуйте! Вот мы и добрались до последней декады июня, богатой на примечательные события. Для отечественной космонавтики, к сожалению, июнь запомнился самой большой трагедией в истории пилотируемых космических полётов.
 

 
 
22 июня 1960 года впервые в мире одной ракетой-носителем на орбиту выведены два ИСЗ – «Транзит-2А» и «СР-1» (США).

В 5:54 22 июня 1960 года с космодрома Канаверал (Canaveral), стартовый комплекс №17B, был осуществлён пуск ракеты-носителя «Тор-Эйбл стар» (Thor Ablestar), которая вывела на околоземную орбиту американские спутники: «Транзит-2А» (Transit-2A) и «СР-1» (Solrad-1 («Grab-1»)). космические аппараты были выведены на близкие орбиты с параметрами: наклонение орбиты — 66,69°; период обращения — 101,66 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) — 614 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) — 1061 км.

ИСЗ «Транзит» и схема спутниковой навигацииЭкспериментальный спутник «Транзит» предназначался для космической навигационной службы. Эта служба основывалась на явлении Доплера — изменении частоты радиосигналов спутника при приближении к определённому пункту и затем при прохождении мимо него. Аналогичное явление наблюдается при движении поезда: тон свистка приближающегося поезда кажется выше, а удаляющегося — ниже. Советские учёные предлагали пользоваться явлением Доплера при наблюдении за движением первого Спутника. Американские учёные решили, что это явление можно использовать в обратном порядке — для определения положения той или иной точки на Земле. Они видели в Транзите предшественника четырёх навигационных спутников, которые будут вращаться вокруг Земли по равноотстоящим орбитам. Шесть наземных станций сопровождения должны заранее определять орбитальное положение этих спутников и сообщать им его для сохранения в запоминающих устройствах. Таким образом, оказавшись в предварительно определённой точке орбиты, спутник, в добавление к своему частотному сигналу, сможет передать кодом позиционные координаты. Уловив с помощью специальных приборов сигнал, дающий точку орбиты, в которой находится спутник, и, определив частоты поступающих с него радиоволн, океанские суда (а также подводные лодки с ракетами «Поларис») смогут установить своё местонахождение с точностью до двух десятых километра, т.е. раз в пять точнее, чем с помощью существовавших в начале 60-х годов навигационных вычислений. Кроме того, пользуясь данными всех четырёх спутников, штурман определит координаты корабля каждые полтора часа Спутник «СР-1» (Solrad-1 (Grab-1))вне зависимости от скрывающего звезды облачного покрова и от расстояния до ближайшего радиолокатора.

Разрабатывался спутник специалистами лаборатории прикладной физики университета Джона Хопкинса. Спутник представлял собой сфероид диаметром около 0,9 м. Спиральная полоса на корпусе – это спиральная антенна. На орбите ИСЗ стабилизировался вращением. Спутник «СР-1», он же «Грэб-1» — в русском варианте с английского «Grab-1», официально предназначался для научных целей – он должен был исследовать галактическое излучение. Аббревиатура Grab – это Galactic radiation and background. На самом деле его задачей была электронная разведка радиолокационных станций ПВО СССР. Как правило, спутники этой серии запускались в паре со спутниками серии «Транзит». Всего, с 1960 по 1962 год было отправлено на орбиту 5 ИСЗ СР, и только последний стартовал с помощью РН «Скаут» (Scout). Для всех остальных пусков использовалась РН «Тор-Эйбл стар».


 

25 июня 1894 года – родился Герман Оберт (Hermann Oberth), один из отцов-основателей современной космонавтики (Австро-Венгрия).

Среди пионеров ракетной техники и космонавтики Герман Оберт занимает уникальное положение. Он входит в шестёрку тех учёных и инженеров, в чьих работах впервые и наиболее полно были определены пути осуществления древнейшей мечты человечества – выхода человека в космическое пространство. Но он единственный дожил до появления околоземных орбитальных станций и полётов людей на Луну. Работавшие в СССР Циолковский, Цандер и Кондратюк ушли из жизни до начала масштабных работ по ракетной технике. Эсно-Пельтри ограничил свою деятельность в области ракетно-космической техники лишь теоретическими исследованиями. Годдард вёл свои работы малыми силами при скромном финансировании.

Герман Оберт в мастерскойСовершенно иная судьба была у Оберта. Его книги и эксперименты привели к тому, что в Германии сформировалась группа ракетчиков, начавшая энергичные поисковые работы, получившие поддержку военного ведомства. В результате ученик Оберта – Вернер фон Браун – создал «большую» ракету, которая явилась прототипом всех будущих ракет-носителей. Фон Браун постоянно подчёркивал, что основные принципы построения и конструктивные особенности его ракет взяты им из книг Оберта. Оберту также повезло, что его участие в становлении ракетно-космической техники не свелось к одному только сочинению книг. Он вёл самостоятельные работы, а в 1941-1943 гг. и в 1955-1958 гг. работал в больших промышленных организациях, возглавляемых его учеником.

С 1912 года Оберт изучал медицину в Мюнхене, а затем учился в университетах Геттингена, Гейдельберга, Мюнхена и Клаузенбурга, изучая физику и астрономию.

Вопросом о возможности осуществления космического полёта Оберт начал интересоваться в 1907-1909 гг. под влиянием научно-фантастической литературы. К 1909 г. относится его первое предложение о создании ракетного летательного аппарата с двигателем на твёрдом топливе. В 1912 г. Оберт рассмотрел ракету на жидком топливе, при этом в качестве горючего предлагал использовать спирт, а в качестве окислителя – жидкий кислород, а к 1918 году относится его первое предложение о создании двухступенчатой ракеты.

Уже первая книга Оберта «Ракета в космическое пространство» (1923) убедительно продемонстрировала широту и глубину его теоретических исследований. В ней рассмотрены основные уравнения движения ракеты и условия её функционирования, схема и конструктивные особенности составной ракеты, различные виды жидкого топлива, вопросы управления ракетой в полёте, проекты перспективных орбитальных станций и другие вопросы ракетно-космической техники.

Книга Оберта – первый в Западной Европе капитальный труд по вопросам космонавтики и ракетной техники – оказала в 20–30 годах большое влияние на развитие ракетно-космической науки и техники.

Дальнейшее развитие идеи Оберта получили в книге «Пути осуществления космического полёта» (1929), в которой, в частности, был рассмотрен вопрос о возможности использования при межпланетных перелётах энергии солнечного излучения. При этом Оберт предлагал получать тягу за счёт увеличения скорости молекул газа, что должно было достигаться при помощи электрического тока высокого напряжения, в который преобразовывалась энергия улавливаемых солнечных лучей.

Учитель и ученик (Оберт и фон Браун), а также президент США Джон Ф. КеннедиВ конце 20-х годов Оберт приступил к проведению экспериментальных исследований с ракетными двигателями. В июле 1929 года около Берлина под руководством Оберта началась постройка двух малых экспериментальных ракет на жидком топливе – бескрылой и крылатой. Ракетный двигатель для них работал на жидком кислороде и бензине при значительном избытке кислорода. Распыливание компонентов производилось центробежными форсунками.

23 июля 1930 г. ракетный двигатель Оберта «Кегельдюзе» (Kegeldiise) проработал в течение 90 секунд на жидком кислороде и бензине при весовом их соотношении 6:1 и развил тягу 7 кг.

С 1925 по 1938 г. Оберт был профессором колледжа в Медиаше (рум. Mediaş, нем. Mediasch, Румыния), занимаясь одновременно в Германии теоретическими и экспериментальными исследованиями жидкостных ракетных двигателей и ракет. С 1938 г. он работал в Высшей технической школе в Вене, где участвовал в исследованиях в области военных ракет, в 1940 г. перешёл в Дрезденский технический университет. С 1941 по 1943 г. Оберт работал инженером-консультантом в ракетном исследовательском центре Пенемюнде (Peenemünde), а с 1943 по 1945 г. – на Вестфаль-Ангальтском заводе взрывчатых веществ.

Герман Оберт (25.06.1894 – 28.12.1989)После окончания второй мировой войны Оберт занимался частными исследованиями и преподаванием. С 1950 по 1953 г. по приглашению итальянских ВМС проводил ракетные исследования в Италии, в 1953-1955 гг. жил в ФРГ, занимаясь литературной деятельностью.

В 1954 г. вышла из печати новая книга «Люди в космосе». В ней автор рассмотрел некоторые вопросы космических полётов, привёл схемы, рисунки и описания ракет для запуска ИСЗ и для полёта в космос людей, проектов космических аппаратов для астрономических исследований, схемы расположения телескопов на астероидах, схемы космической станции с искусственной гравитацией, космических аппаратов для военных и метеорологических целей. В этой работе Оберт вновь возвращается к использованию тепловой энергии Солнца с помощью огромных зеркал, развёртываемых в космосе.

В 1955 г. Оберт переехал в США, где на протяжении ряда лет участвовал в американских ракетных программах, некоторое время был консультантом в Центре космических полётов им. Маршалла. В 1958 году вернулся в ФРГ и жил в г. Фойхте (Feucht, под Нюрнбергом, Nürnberg).


 

28 июня 1969 года — первый старт ракеты-носителя «Блэк Эрроу» (Black Arrow) (Великобритания).

История создания английского космического носителя началась в 1955 г., когда Лондон решился на чрезвычайно дорогой и амбициозный проект тяжёлой баллистической ракеты среднего радиуса действия (БРСД) «Блю Стрик» (Blue Streak), практически не имея опыта работ в этой области (если не считать трёх запусков трофейных А-4 в рамках операции «Backfire», сразу после окончания Второй мировой войны).

В качестве промежуточного этапа на пути к БРСД рассматривался «Чёрный рыцарь» (Black Knight) — первая крупная чисто английская баллистическая ракета на жидком топливе. Она была спроектирована Королевским авиационным исследовательским институтом — RAE (Royal Aircraft Establishment, пригород Лондона — Фарнборо, Farnborough) специально для исследований движения в атмосфере боеголовок Blue Streak. Ракета оснащалась двигателем Гамма (Gamma) Мк.201 фирмы Bristol Siddley тягой около 70950 Н на уровне моря, заменённым в дальнейшем на модификацию Мк.301 тягой около 106800 Н. ЖРД — четырёхкамерный, с турбонасосной подачей компонентов топлива (окислитель — концентрированная перекись водорода, горючее — керосин).

Ракета «Блэк эрроу» на испытательном стенде в Хай-ДаунеВыбор перекиси водорода в качестве окислителя казался анахронизмом даже в середине 50-х годов, но у такой пары компонентов имелись свои преимущества:

  • меньшая температура горения, что повышало надёжность двигателя;
  • пониженное давление паров окислителя, что позволяло применять более легкие баки;
  • увеличенная плотность, что давало возможность уменьшить объём топливных баков;
  • меньшая химическая агрессивность позволяющая упростить выбор материалов;
  • газообразные продукты разложения окислителя использовались для привода турбины ТНА.

Несмотря на некоторые успехи, Великобритания не могла выделить достаточные суммы для проведения конкурентоспособной (по сравнению с США и СССР) программы космических исследований.

Стремление «оживить» вялую национальную политику в космической области стимулировало поиск новых идей, в которых прямое государственное участие и управление могло бы замещаться чем-то альтернативным. В этой связи показательна активная деятельность «Британского межпланетного общества» BIS (British Interplanetary Society), к тому времени уже проявившего себя дееспособной в научно-техническом плане и уважаемой в мире организацией.

Схема РН «Блэк Эрроу» с ИСЗ «Просперо»

Схема РН «Блэк Эрроу» с ИСЗ «Просперо» (Prospero):
1 – носовой обтекатель ПГ; 2 – ПГ (ИСЗ «Просперо»); 3 – разделительная перегородка ПГ; 4 – камера РДТТ III ступени; 5, 11, 13 – разделительные стыки; 6 – сопло РДТТ III ступени; 7 – бак горючего II ступени; 8 – блоки системы управления; 9 – бак окислителя II ступени; 10 – трубопровод горючего II ступени; 12 – РДТТ разделения ступеней; 14 – ЖРД II ступени; 15 – бак горючего I ступени; 16 – блоки телеметрии и управления; 17 – бак окислителя I ступени; 18 – трубопровод горючего I ступени; 19 – ТНА ЖРД I ступени; 20 – сопла ЖРД I ступени

В связи с отсутствием официальных правительственных рекомендаций и неблагоприятным докладом Совета по научной политике BIS создаёт собственный комитет для разработки программы исследований космического пространства, организует и проводит симпозиум стран Британского содружества наций по проблемам космических полётов (август 1959 г.).

24 февраля 1960 г. представители BIS вручили премьер-министру Великобритании меморандум, требующий от правительства принятия развёрнутой программы космических исследований. В документе указывалось, что освоение космического пространства не ограничивается проведением лишь научных экспериментов; оно имеет большую практическую ценность и, несомненно, отразится на состоянии и перспективах развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

Подчёркивалось, что если Англия не примет участия в освоении космического пространства, она окажется позади США и СССР в новых прикладных областях науки и техники, таких как электроника, автоматическая навигация, дальняя связь, криогеника, гиперзвуковая авиация, ракетостроение и пр.

В то же время было ясно, что Англия не может соревноваться с США и СССР по масштабам развёртывания работ и материальным затратам. Исходя из этих предпосылок, общество (BIS) предложило правительству изыскать «политические» (!) способы сотрудничества со странами Британского содружества наций и европейскими государствами, совместно с которыми можно было бы создать «третью силу» в деле освоения космического пространства.

В то же время традиционная склонность англичан «не класть все яйца в одну корзину», а также опасение заметно отстать от новых лидеров (вперёд уже активно пробивалась «вечная соперница» Франция) подвигли Лондон предпринять попытку «самостоятельного» прорыва в космос в рамках проекта «Блэк Эрроу / Чёрная стрела» (Black Arrow).

ЖРД I ступени РН «Блэк Эрроу»Так, в начале 60-х годов ХХ века появился проект британской РН. Несмотря на то, что проект в целом смотрелся неплохо, он постоянно подвергался критике: по своим характеристикам английская РН лишь приближалась к более простому и дешёвому американскому «Скауту», который к тому времени уже интенсивно использовался, в том числе и в международных программах.

И ещё, к моменту завершения эскизного проектирования Black Arrow характер и назначение её полезного груза (ПГ) не были чётко обозначены. В этой связи проект РН развивался весьма причудливо: например, решено было делать первую ступень диаметром ровно 2 м, что кажется странным, поскольку все остальные размеры оставались «чисто британскими». Из-за этого Black Arrow приобрела «приземистый» вид.
Интересный нюанс: «добро» на разработку Black Arrow давала консервативная партия в конце своего срока правления. Лейбористская партия, пришедшая ей на смену, намеревалась отменить или, по крайней мере, критически пересмотреть реестр дорогостоящих правительственных программ. Black Arrow выглядела «жертвенной овечкой», но… была сохранена. Лейбористы опасались, что решение отменить этот проект будет выглядеть как «сожжение одного из немногих оставшихся технологических мостов в будущее».

Трёхступенчатая ракета-носитель Black Arrow была разработана фирмой Bristol Siddley Engines совместно с компанией Westland Aircraft. За разработку первой и второй ступеней отвечала фирма Saunders Roe, за третью — Bristol Aerojet, за ЖРД первой и второй ступеней — Bristol Siddley.

Унифицированная камера ЖРД семейства «Гамма»Согласно проекту, носитель имел длину 13,2 м, максимальный диаметр 2 м и стартовую массу 18,1 т (самый лёгкий космический носитель с ЖРД). Ракета могла вывести спутник массой порядка 100 кг на полярную околоземную орбиту высотой 300 морских миль (556 км).

Топливо первой и второй ступеней — высококонцентрированная перекись водорода и керосин, соотношение окислитель/горючее — 8,2:1.

На третьей ступени использовался специально разработанный РДТТ Waxwing на смесевом топливе, обладавший весьма высокими (для своего времени) удельными характеристиками. Двигатель и ПГ устанавливались на «вращающемся столе» второй ступени.

Ракета Black Arrow управлялась автопилотом, который удерживал ракету на программной траектории.
После того, как в первой ступени заканчивалось топливо, она отделялась с помощью специализированных РДТТ.

Головной обтекатель, закрывающий спутник, сбрасывался вскоре после включения ЖРД второй ступени.
По окончании работы ЖРД второй ступени ракета продолжала баллистический полет к апогею траектории. При этом программная ориентация поддерживалась газореактивной системой управления второй ступени. Как только носитель достигал апогея, включался «вращающийся стол». Затем срабатывали фиксаторы и пружины разделения, отпуская третью ступень в свободный полет. Задействовался РДТТ, и полезный груз разгонялся до орбитальной скорости.

ЖРД «Гамма-2»Первая ступень ракеты оснащалась ЖРД «Гамма-8», представлявшим собой восьмикамерный двигатель с турбонасосной системой подачи топливных компонентов. Камеры объединялись парами, устанавливались на полых цапфах и отклонялись для управления полётом ракеты: две пары для управления по тангажу, две другие пары – для управления по курсу, все вместе – для управления по крену. Двигатель имел два ТНА редукторной схемы. Характеристики двигателя: тяга у земли – 222 кН; удельный импульс тяги у земли – 2132 м/с; давление в камере сгорания – 4,9 МПа; время работы – 130 с; частота вращения ротора турбины ТНА – 48000 об/мин; частота вращения насоса окислителя – 10000 об/мин; частота вращения насоса горючего – 19000 об/мин; масса двигателя – 521 кг.

Камеры ЖРД I и II ступеней имели общую конструкцию – были изготовлены из 60 трубок, сваренных вместе и стянутых жёсткими стальными обручами. Система охлаждения – регенеративная, охладитель – окислитель. Воспламенение горючего в камере обеспечивалось при его контакте с горячими продуктами разложения перекиси водорода.

Двигатель II ступени ракеты – «Гамма-2» имел две камеры, работавшие на тех же топливных компонентах, что и I ступень. Обе камеры устанавливались шарнирно для управления по курсу, тангажу и крену.

Запускалась РН с модернизированного стартового стола ракеты Black Knight (Вумера, Австралия).

В рамках программы Black Arrow разрабатывались спутники нескольких серий.

Первыми предполагалось запускать телеметрические контейнеры серии В, предназначенные в основном для контроля работы бортовых систем экспериментальных РН.

Ракета-носитель «Блэк Эрроу»Поскольку при полете Black Arrow с аппаратом В1 включались двигатели только первых двух ступеней РН, на орбиту он не выводился.

Контейнер В2 (орбитальный, массой 85-90 кг) дополнительно был снабжён радиомаяком и источниками питания, рассчитанными на месяц работы.

Предусматривалось также изготовление запасного аппарата В3, аналогичного В2. Вместе с В2 и В3 при запусках экспериментальных РН — миссии R1 (конец 1969 г.) и R2 (начало 1970 г.) — на орбиту 350 х 1874 км и наклонением 80,4° предполагалось вывести опытные научные спутники Х1 и Х2. Расчётная продолжительность работы этих ИСЗ — 3 года. По эволюции их орбит, в частности, надеялись выяснить причины сезонных изменений плотности атмосферы с максимумами в апреле и октябре и минимумами в январе и июле.

Сокращённая программа лётно-конструкторских испытаний (ЛКИ) (три старта вместо пяти) предполагала, что попытка орбитального запуска должна быть предпринята уже во втором полете. Первый носитель — Black Arrow R0 — включал две реальные нижние ступени и макетную третью. Основной целью миссии R0 было испытание ЖРД Gamma-8 и Gamma-2 первой и второй ступеней соответственно. В следующем запуске (Black Arrow R1) предполагалось испытать третью ступень носителя и двигатель Waxwing, а также «попутно» вывести на орбиту «упрощённый» спутник Х1. Black Arrow R2 должна была стать первой ракетой, несущей полностью «рабочий» научно-исследовательский ИСЗ.

Успешный старт РН «Блэк Эрроу» с ИСЗ «Просперо» (очень похож на «пепелац» :)Запуск R0 планировался на январь 1968 г. Однако при стендовых испытаниях ЖРД Gamma возникли неполадки, требующие переделки двигателей. Проблемы были решены лишь к апрелю 1969 г., в результате носитель и стартовая команда прибыли в Австралию только к лету. 28 июня 1969 г. оглушительный рёв двигателя Gamma-8 возвестил о том, что «Чёрная стрела» R0 поднялась в воздух. РН ушла по «короткой» северо-западной трассе, по которой ранее пускали высотные ракеты Black Knight.

Через несколько секунд траектория R0 стала скручиваться в спираль. Нерасчётные колебания привели к тому, что створки головного обтекателя и макетная третья ступень самопроизвольно отделились. На высоте 8 км повреждённый носитель опрокинулся и начал кувыркаться. Когда ракета снизилась ниже 3 км, офицер безопасности полигона разрушил R0: по его сигналу двуокись марганца была введена в баки перекиси водорода, и РН взорвалась.

Телеметрические данные с R0 позволили установить, что одна из четырёх пар камер сгорания ЖРД Gamma-8 неоднократно перекладывалась взад-вперёд во всем диапазоне перемещений. Это почти наверняка было вызвано потерей сигнала обратной связи — вероятно, в результате обрыва провода. Объединённый эффект этого ненормального перемещения и попыток его компенсации тремя другими парами камер привёл к спиралеобразному движению РН после запуска.

Позднее, в 1971 году англичанам удалось запустить свой ИСЗ «Просперо» с помощью своей РН «Блэк Эрроу». Таким образом, они стали шестой страной мира, имевшим и РН и КА, но к тому времени, программа уже была закрыта, финансирование прекратилось, и успешный запуск был прощальным поклоном британской космической программы.


 

Продолжение и завершение полётов первых экспедиций на ОС «Салют» (1971) и «Скайлэб» (1973).

Пост управления ОС «Салют»На борту ОС «Салют» продолжали работу Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев. Проводились научно-технические и медико-биологические исследования. 16 июня 1971 года на борту возникла аварийная ситуация (угроза пожара) и экипаж на некоторое время вынужден был эвакуироваться в спускаемый аппарат КК «Союз-11» и подготовиться к экстренной посадке. К счастью, ничего серьёзного не произошло, и работа на борту станции продолжалась. 19 июня Виктор Пацаев встретил на орбите свой 38-й день рождения.

По сути, полёт комплекса «Союз-11» — «Салют» был испытательным. Причём не только для техники, но и для наземных служб. Шло накопление необходимого опыта. Не всё можно было предусмотреть на Земле. В дневниковых записях членов экипажа, руководителей полётов, конструкторов можно найти примеры непродуманности оборудования станции, распорядка работы, режима связи с Землёй и многого другого. 24 июня было принято решение ограничить полёт длительностью 24 суток (первоначально предлагалось продлить его до 60 суток), что являлось на тот момент мировым рекордом.

Стоматологическая помощь на борту «Скайлэба»После отстыковки корабля от станции, её перевели вновь на работу в автоматическом режиме. Во время снижения после окончания работы двигательной установки, при отделении спускаемого аппарата, за 30 минут до посадки произошла его быстрая разгерметизация вследствие ложного срабатывания клапана, что привело к гибели космонавтов.

После работы аварийной комиссии были сделаны надлежащие выводы и конструкция КК «Союз» была доработана. С 1964 года до 1971 года почти все экипажи кораблей находились на борту без скафандров (за исключением Алексея Леонова и Павла Беляева). Но после трагедии «Союза-11» вновь вернулись к индивидуальным средствам защиты организма – скафандрам с блоком жизнеобеспечения. Это привело к увеличению веса космонавтов и уменьшило численность экипажа до 2-х членов – командира и бортинженера. Ч. Конрад готовиться принять душ в разборной душевой кабинкеДоработанный КК «Союз» с экипажем стартовал лишь в сентябре 1973 года. И только в 1980 году на КК следующей серии – «Союз Т» вернулись к экипажам из трёх человек! ОС «Салют» в беспилотном режиме просуществовала на орбите до 11 октября 1971 года.

А в июне 1973 года на борту ОС «Скайлэб», после ликвидации аварийных ситуаций, были проведены некоторые научные эксперименты – в течение 82 часов с помощью телескопов астронавты наблюдали Солнце, было сфотографировано 10,355 млн. кв. км земной поверхности, выполнялись медико-биологические исследования.

Астронавты успешно вернулись на Землю 22 июня 1973 года после завершения экспедиции, продолжавшейся 28 суток. «Аварийная команда» восстановила станцию, что позволило проводить последующие экспедиции большей продолжительности полёта.


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Космонавтика. Энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  2. Журнал «Америка», №68, май, 1962.
  3. Борис Раушенбах. Пристрастие. – М.: «Аграф», 1997.
  4. Пионеры ракетной техники. Гансвиндт, Годдард, Эсно-Пельтри, Оберт, Гоман. Избранные труды (1891-1938) – М.: «Наука», 1977.
  5. К. Гэтланд и др. Космическая техника. – М.: «Мир», 1986.
  6. Иностранные авиационные и ракетные двигатели (по данным иностранной печати). Институт им. П. И. Баранова, 1967.
  7. Б. Е. Черток. Ракеты и люди. Горячие дни «холодной войны» – М.: «РТСофт», 2007.
  8. Э. Бэлью, Э. Стулингер. Орбитальная станция «Скайлэб». США, 1973. Под ред. д-ра физ.-мат. наук Г. Л. Гродзовского. – М.: «Машиностроение», 1977.

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru