В этот день… №2-06 (21-31 декабря)



Александр Грищенко Поздравляем всех интересующихся проблемами ракетного двигателестроения с Новым 2017 годом! Желаем всем успешных стартов и мягких посадок! Отдельно поздравляем студентов с наступающей сессией! А события ушедшего, 2016 года уже стали поучительной историей, о которой вспомнят через несколько десятилетий (а может быть и раньше).

 
 

21 декабря 1984 года – запуск автоматической межпланетной станции «Вега-2» (СССР).

Программа «Вега» была уникальной для своего времени. Два полёта к Венере были совмещены с исследованиями знаменитой кометы Галлея с пролётной траектории. Технический руководитель проекта – главный конструктор НПО им. С. А. Лавочкина В. М. Ковтуненко, научный руководитель – директор Института космических исследований АН СССР Р. З. Сагдеев.

В создании комплекса научной аппаратуры и оборудования вместе с учёными из Советского Союза принимали участие учёные и специалисты из Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Франции, ФРГ и Чехословакии.

АМС «Вега»Два межпланетных аппарата – «Вега-1» и «Вега-2» стартовали 15 и 21 декабря 1984 г. соответственно.

Подробно о научных исследованиях, выполненных АМС, мы расскажем в последующих обзорах, а сейчас перечислим главные результаты. В ходе выполнения программы было сделано (пункты 1 и 3 – впервые в мире):

  1. Произведён сброс в атмосферу планеты Венера аэростата с установленным на нем комплексом приборов для изучения венерианской атмосферы;
  2. Осуществлена посадка на Венеру спускаемого аппарата;
  3. Осуществлён пролёт мимо ядра кометы Галлея.

Траектория полёта АМС «Вега-1»Разработка АМС была поручена НПО им. С. А. Лавочкина. Она была создана на платформе 5ВП. Общий вес станции составлял 4920 килограмм. Масса спускаемого аппарата – 1750 кг, посадочного – 680 кг. Аэростатный зонд представлял собой шар, диаметром 3,4 метра и подвешенный на фале длиной 12 метров модуль, состоящий из блока метеорологических приборов, радиопередатчика и источника питания. На пролётном модуле были установлены приборы, созданные учёными нескольких стран – СССР, Венгрии, ГДР, Австрии, ФРГ, Франции. Масса научной аппаратуры составляла 253 кг. Для её наведения была создана защищённая от кометной пыли автоматическая стабилизированная платформа АСП-Г.

Для запуска столь тяжёлого межпланетного космического аппарата в Советском Союзе подходил только один носитель – трёхступенчатая РН «Протон-К», оснащённая разгонным блоком (РБ) ДМ.

Пролётный модуль АМС «Вега»РБ ДМ разрабатывался специалистами НПО «Энергия» для выведения КА на высокоэллиптические, высококруговые (в том числе и стационарные орбиты) и на межпланетные траектории. ДМ эксплуатируется с 1974 года, а его прототип – РБ Д с 1967 года.

Блок ДМ состоит из: маршевого двигателя, двух двигательных установок стабилизации и ориентации, сферического бака окислителя, тороидального бака горючего, приборного отсека, аппаратуры командно-измерительного комплекса, отделяемых в полёте нижнего и среднего переходников. Управление движением блока ДМ в полёте осуществляется маршевым двигателем (на активных участках) и двигательной установкой стабилизации и ориентации (на пассивных участках).

Ракета-носитель «Протон К»Маршевым двигателем блока является ЖРД РД-58М (11Д58М), работающий на жидком кислороде (окислитель) с температурой от -194°С до -177°С и нафтиле (керосине) или синтине (горючее). Синтин – индивидуальный синтетический углеводород C10H16, был получен в 50-х годах в Институте органической химии (ИОХ) АН СССР и, благодаря уникальным физико-химическим характеристикам, сразу привлёк внимание широкого круга специалистов, связанных с авиационной и космической техникой. Особое внимание к этому углеводороду, как перспективному ракетному горючему, проявил С. П. Королёв.

Однако созданию промышленного производства и широкому применению синтина в то время препятствовали сложность его получения, дефицит исходного сырья и связанная с этим ожидаемая высокая стоимость продукта. Схема РН «Протон-К» с РБ ДМСитуация существенным образом изменилась в конце 60-х годов, когда к решению этой проблемы, был привлечён широкий круг предприятий и институтов Миннефтехимпрома СССР. В начале 70-х годов за короткое время были смонтированы опытная, а затем и опытно-промышленная установки. В соответствии с новой технологией, разработанной Всесоюзным научно-исследовательским институтом органического синтеза (ВНИИОС), был выполнен большой комплекс работ по совершенствованию отдельных технологических стадий процесса, созданию новых более эффективных катализаторов и организации их производства. Все это позволило к 1982 году повысить ЖРД 11Д58Мпроектную мощность опытно-промышленной установки в полтора раза, понизить себестоимость синтина и определить пути её дальнейшего снижения. Благодаря этому, синтин начал широко использоваться в ракетно-космической технике, а в 1983 году был принят в качестве штатного горючего. Однако, стоимость его оставалась очень высокой.

Основные технические характеристики ЖРД РД-58М (11Д58М): тяга в пустоте – 85 кН; удельный импульс в пустоте – 3528 м/с (синтин), 3470 м/с (керосин); давление в камере сгорания – 7,8 МПа; соотношение компонентов топлива – 2,48; геометрическая степень расширения сопла – 189; масса сухого двигателя – 310 кг; количество включений – 7; суммарное время работы – 680 с.

Ракетный двигатель 11Д58М разработан в НПО «Энергия» под руководством Б. А. Соколова. Серийно изготавливался на Воронежском механическом заводе.


 

26 декабря 1974 года – выведена на околоземную орбиту ДОС «Салют-4» (СССР).

ОС «Салют-4» (ДОС-4) относилась к первому поколению орбитальных станций гражданского назначения, разработанных в НПО «Энергия», но имела существенные отличия от первых станций. Так, на «Салюте-4» была смонтирована установка, позволявшая получать чистую воду из отходов жизнедеятельности экипажа. С помощью установленной автономной системы навигации на этой станции космонавты получали все сведения об орбите и пространственном положении станции.

К сожалению, на станции был только один стыковочный узел, хотя необходимость наличия второго узла уже была осознана разработчиками, но ещё не внедрена в конструкцию станции.

Станция имела следующие массо-габаритные характеристики: длина – 15,8 м; максимальный диаметр – 4,15 м; стартовая масса – 18,9 т; обитаемый объём – 90 м3.

Масса научной аппаратуры составляла 2 т. В неё входили: 25 см солнечный телескоп, рентгеновские телескопы, спектрометры, регистраторы метеорного вещества, датчик температуры верхней атмосферы, аппаратура для наблюдения за Землёй, оборудование для технологических и медицинских экспериментов. Всё это оборудование будет задействовано уже в январе 1975 г., когда на станцию прилетит её первый экипаж.
ОС «Салют-4» в музее РКК «Энергия»Интерьер ОС «Салют-4»


 

21–31 декабря 1973 года – продолжение третьей экспедиции «Скайлэб» (Skylab, США).

Окончание 1973 года было богатым на события в жизни третьего экипажа ОС «Скайлэб».

25 и 29 декабря были осуществлены второй и третий выходы в открытый космос для фотографирования кометы Когоутека с помощью двух камер, заряженных плёнкой, чувствительной к ультрафиолетовым лучам. 25 декабря выходили Карр и Поуг на 7 часов; 29 декабря – Карр и Гибсон на 3 часа 28 мин.

В канун нового, 1974 года были подведены некоторые итоги работы астронавтов. Из запланированных на ноябрь-декабрь 1973 г. 24 сеансов исследований природных ресурсов проведено только 14, на медицинские эксперименты затрачено 196 час. вместо 228 час. по программе, на прочие научные эксперименты (кроме наблюдений с помощью комплекта АТМ) – 140 час. вместо 235 час. Единственное, в чём экипаж перевыполнил первоначальную программу – наблюдения Солнца и кометы Когоутека с помощью комплекта АТМ. В ноябре-декабре астронавты в среднем работали 24 человеко-часа в сутки вместо 26-29 человеко-часов по программе.
Рождественское фото кометы Когоутека в ультрафиолетовом спектре (25.12.1973)Изменения кометы Когоутека в декабре 1973 - январе 1974


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Ю. М. Марков. Курс на Марс. – М.: Машиностроение, 1989.
  2. Космонавтика. Энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  3. С. П. Уманский. Ракеты-носители. Космодромы. – М.: «Рестарт+», 2001.
  4. Двигатели 1944-2000. Авиационные, ракетные, морские, промышленные. – М.: «АКС-Конверсалт», 2000.
  5. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1974.

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru