В этот день… №1-20 (21-31 июля)



Александр Грищенко Здравствуйте, друзья! Летом, в июле очень хочется окунуться в морские волны. Но не всегда это полезно. Особенно, если Вы в скафандре, да ещё и внутри спускаемого аппарата космического корабля.
 
 
 
 
 
21 июля 1961 года – второй суборбитальный полёт космического корабля «Меркурий» (Mercury) с человеком на борту (США).

После первого суборбитального полёта Алана Шепарда (Alan Shepard) НАСА подстраховалось и провело вторично 15-минутный бросок в космос с помощью ракеты-носителя «Редстоун» (Redstone). На борту капсулы «Меркурий» был 35-летний капитан ВВС Соединённых Штатов Вирджил Гриссом (Virgil Grissom).

Слева - послеполётный разговор с президентом США – Джоном Ф. Кеннеди; справа – спасение после затопления капсулы.Устремившись ввысь со скоростью около 8500 км/час, ракета подняла «Колокол Свободы 7» (так называлась кабина космонавта) на высоту 190 км (118 миль). Приземление произошло с помощью парашюта в заданном районе Атлантического океана, на расстоянии 488 км (303 миль) от места запуска. К району спуска немедленно приблизились ожидающие вертолёты. Полёт не обошёлся без происшествий: во время заключительной проверки инструментов открылась крышка люка, и в кабину хлынула вода, но готовый к неожиданностям Гриссом ушёл через запасное отверстие. Плывущего космонавта сейчас же подобрал вертолёт.

Руководитель группы проектантов КК «Восток» — Константин Феоктистов, вспоминал, что схема посадки спускаемого аппарата на воду рассматривалась при проектировании первого советского КК, но была отвергнута из-за повышенного риска. Необходимо было обеспечить обнаружение аппарата в океане (или на море), покидание космонавтами аппарата с открытым люком, плавающего на волнующейся водной поверхности, подъём космонавта и аппарата на корабль – всё это дело сложное и опасное. Нужны авианосцы, вертолёты, специальные самолёты и команды спасателей. Возможно, американцам не хватало лимитов массы для выбора варианта с посадкой на землю. В СССР пошли на решение более сложное – приняли систему раздельной посадки корабля и космонавта. А опасения советских проектантов нашли подтверждение при приводнении Гриссома.


 

28 июля 1973 года – старт второй экспедиции на орбитальную станцию «Скайлэб» (Skylab, США).

Во второй полёт на борту орбитальной станции отправился экипаж в составе Алана Бина (Alan Bean, командир), Оуэна Гэрриота (Owen Garriott, второй пилот) и Джека Лусмы (Jack Lousma, научный работник-астронавт).

Экипажи «Скайлэб» внутри макета ОС. Слева направо: Уильям Поуг, Эдвард Гибсон, Джеральд Карр, Оуэн Гэрриот, Джек Лусма, Алан Бин, Чарльз Конрад, Поль Вейц и Джозеф КервинПосле выполнения штатных операций сближения и стыковки со станцией в двух из четырёх связок вспомогательных двигателей основного блока КК «Аполлон» (Apollo) была обнаружена утечка горючего, что могло помешать благополучному возвращению астронавтов на Землю. В связи с этим непредвиденным обстоятельством НАСА немедленно стало разрабатывать план отправки на станцию в случае необходимости экспедиции спасения. На первом этапе развития пилотируемых полётов в каждой космической программе предусматривался запасной космический корабль, аналогичный тому, на котором астронавты отправляются в космос и возвращаются на Землю. Этот запасной корабль можно использовать для экспедиции спасения. Два астронавта могли на модифицированном основном блоке корабля «Аполлон» отправиться на станцию «Скайлэб» и забрать оттуда трёх астронавтов.

На служебном модуле командного отсека КК «Аполлон» хорошо видны секции вспомогательных двигателей, по вине которых могли произойти очень неприятные событияСравнение конфигураций кораблей и ракет-носителей

О работах на борту станции и о том, состоялась ли спасательная экспедиция, расскажем в августовских обзорах.

На служебном модуле командного отсека КК «Аполлон» хорошо видны секции вспомогательных двигателей, по вине которых могли произойти очень неприятные события.

Именно в июле состоялись полёты трёх типов американских кораблей. Приводим здесь иллюстрацию, позволяющую сравнить эти корабли, созданные в 60-е годы ХХ века. КК «Меркурий» имел длину 3 м, а диаметр – 1,8 м. Кабина корабля «Джемини» (Gemini) в полтора раза превышала размеры кабины «Меркурия». Командный (основной) отсек КК «Аполлон» в два раза больше «Джемини».


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Chariots for Apollo. A History of Manned Lunar Spacecraft. By Courtney G Brooks, James M. Grimwood, Loyd S. Swenson Published as NASA Special Publication-4205 in the NASA History Series, 1979.
  2. Журнал «Америка», №219, сентябрь, 1975.
  3. К. П. Феоктистов. Траектория жизни. – М.: Издательство «ВАГРИУС», 2000.
  4. К. Гэтланд и др. Космическая техника. – М.: «Мир», 1986.
  5. Иностранные авиационные и ракетные двигатели (по данным иностранной печати). Институт им. П. И. Баранова, 1967.
  6. Jonathan H. Ward. Rocket Ranch The Nuts and Bolts of the Apollo Moon Program at Kennedy Space Center. Springer International Publishing Switzerland, 2015.

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru