В этот день… №2-15 (21-31 марта)



Александр Грищенко Именно в марте родился самый известный ракетчик ХХ столетия – Вернер фон Браун. Да, нам конечно ближе Сергей Королёв или Михаил Янгель, но мировая известность (а в какой-то степени распиаренность) фон Брауна несравнима с известностью никакого другого создателя ракетной техники.
 
 
 

23 марта 1912 года – родился Вернер фон Браун (Wernher Von Braun, Германская империя).

Вернер фон Браун родился в прусском городе Вирзиц (сейчас это польский город Выжиск) в родовитом аристократическом семействе барона Магнуса фон Брауна и баронессы Эммы фон Браун, урождённой фон Квисторп. Вернер был вторым из трёх сыновей фон Браунов. В 1923 г. семья переезжает в Берлин и Вернера отдают во французскую гимназию. Он не был прилежным учеником, но зато задумал и сам смастерил некое подобие ракетного автомобиля из тележки на колёсах для фруктов и фейерверочных ракет, запуская это устройство на улице и пугая соседей. Наверное, это было его первое знакомство с ракетами. На тринадцатилетие мама подарила Вернеру телескоп, и он с удовольствием рассматривал звёздное небо и Луну. В 1925 г. Вернеру попала в руки книга, которая поразила его, начиная с названия. Это была книга одного из пионеров ракетной техники физика Германа Оберта (обзор №1-17 21–30.06.2016) «Ракета в межпланетное пространство» (Hermann Oberth, «Die Rakete zu den Planetenräumen»), первое издание которой вышло в 1923 г.

Вернер фон Браун на фоне макетов своих американских ракетОднажды Вернер спросил у своего школьного учителя: «Что надо сделать, чтобы разобраться в книге Оберта?». Нужно как следует учить математику и физику. В это время Вернер отнюдь не блистал знаниями этих предметов. Через пару лет он станет лучшим учеником по физике и математике. Ведь у него была цель – осилить книгу Оберта. В 1927 году он знал её, как говорится, близко к тексту. Она стала его руководством к действию.

В 1930 г. Вернер поступил учиться в Берлинскую высшую техническую школу, чтобы стать инженером – первым инженером в роду Браунов. В этом же году происходит его личная встреча с Германом Обертом и Вернер становится его помощником, участвуя в подготовке испытаний жидкостного ракетного двигателя Оберта «Кегельдюзе» (Kegeldiise), который работал на бензине и жидком кислороде и развивал тягу в 7 кг. 23 июня 1930 г. после ряда успешных пусков были проведены официальные испытания двигателя, которые также прошли успешно. Двигатель стабильно проработал 45,6 секунд. Подчеркнём, что будущий конструктор ракет начинал как двигателист. Позже фон Браун напишет: «Проведённые Обертом в конце 20-х годов в Берлине опыты, приведшие к созданию «Кегельдюзе», жидкостного ракетного двигателя, который впервые в 1930 г. был успешно продемонстрирован, были новым рывком в Неизведанное. Они стали исходным пунктом развития ракетного дела в Германии».

А-4 на стартовом столеВ ослабленной Первой мировой войной и экономическими кризисами Германии военных привлекли ракеты как оружие, разрабатывать которое, в отличие от авиации и артиллерии, не запрещал Версальский договор. Фон Браун подписал контракт с военными на работу в области ракетостроения в качестве вольнонаёмного штатского специалиста на артиллерийском полигоне в Куммерсдорфе под Берлином.

1 ноября 1932 г. Вернер приступил к работе. Первоначально весь его штат состоял из одного механика. Став сотрудником полигона, фон Браун получил через полковника Беккера, который заведовал кафедрой баллистики в университете, небольшую финансовую поддержку для проведения экспериментов, нужных для диссертации, над которой он работал. Уже в январе 1933 г. Браун поставил на испытательный стенд охлаждаемый водой двигатель тягой в 1400 Н. Испытания сопровождались взрывами, загрязнением вентилей, пожарами в кабельных стволах и другими неприятностями. Браун, используя деньги военного ведомства, привлекает квалифицированных консультантов и размещает заказы на отдельные детали двигателей на специализированных предприятиях. Совместно с группой Вальтера Риделя фон Браун разрабатывает проект двигателя на тягу 300 кг, используя в качестве топлива жидкий кислород (окислитель) и 75% спирт – эту пару в своё время предлагал Оберт. Секретной ракете с этим двигателем дали открытое наименование «Агрегат-1» (Agregat-1), сокращённо – А-1. При попытке запуска ракета взорвалась. Тут же приступили к разработке улучшенного варианта ракеты А-2, изготовили два экземпляра, которые в шутку назвали «Макс» и «Мориц» по именам популярных тогда комиков. В декабре 1934 г. состоялись пуски этих ракет на острове Боркум и в Северном море. Ракеты, запущенные вертикально, поднялись на высоту 2,3 км.

Заправка ракеты А-4 (Пенемюнде, 1943)Следующая ракета фон Брауна – А-3 на дальность 50 км. Для её лётных испытаний станция в Куммерсдорфе была слишком мала. Под новый ракетный полигон Вернер фон Браун по совету матери в конце 1935 г. выбирает малонаселённое место – остров Узедом в Балтийском море, расположенный недалеко от рыбацкого посёлка Пенемюнде – там в своё время охотился на уток дед Вернера. В 1936 г. фон Брауну удалось убедить командование Люфтваффе выкупить землю, которую он присмотрел под полигон. Новый секретный ракетный полигон получил название «Армейская экспериментальная станция Пенемюнде». Полигон позволял производить ракетные стрельбы на максимальную дальность около 300 км, траектория полёта проходила над морем. Пенемюнде со временем стало больше, чем полигоном. Это был первый и крупнейший в мире центр ракетостроения. Строительство центра велось с размахом, около 3-х лет, военные денег не жалели. Возводился городок для научно-инженерного персонала и конструкторского бюро (блок IV), заводские цеха и лаборатории, завод по производству жидкого кислорода, электростанция, аэродром, самая большая в Европе сверхзвуковая аэродинамическая труба для продувки моделей ракет, построенная по настоянию фон Брауна, более 10 больших испытательных стендов, в том числе стенд №7 для огневых испытаний ракет, стартовые площадки, бараки для рабочих, подъездные пути – железнодорожные и шоссейные. Получился уникальный комплекс: фактически на одной территории собрали НИИ, КБ, завод и экспериментальную базу, в том числе для лётных испытаний ракет. Браун был техническим руководителем, а Дорнбергер – военным командиром «Пенемюнде-ОСТ» («Пенемюнде-Вест» находился в ведении Люфтваффе). Заказы для ракетного центра выполняли крупнейшие фирмы Германии. В 1937 г. фон Браун с сотрудниками переехал в Пенемюнде.

Президент США Джон Ф. Кеннеди и Вернер фон БраунПуски ракет А-3 начались зимой 1937 г. Все четыре лётных испытания оказались аварийными из-за отказов в системе управления. Уже на стадии проектирования А-3 Вернер фон Браун и Вальтер Ридель задумали большую боевую ракету, которая стала известна как А-4 (обзор №1-16 11–20.06.2016).

В 1939 г. были отозваны из действующей армии 4 тысячи технических специалистов и направлены для работы над ракетной программой. А позже, когда началось серийное производство ракеты А-4, в качестве смежников были привлечены 800 военных заводов в Германии и из оккупированных нацистами европейских стран. Фон Браун принимал непосредственное участие в разработке двигателя, в частности, именно он предложил разместить 8 однотипных форкамер с форсунками окислителя и горючего.

В 1945 году технический директор Пенемюнде Вернер фон Браун организованно проведёт эвакуацию персонала и технической документации (14 тонн) на юг Германии и после самоубийства Гитлера примет решение о добровольной сдаче армии США. Вскоре более 100 лучших немецких специалистов были переправлены в США. Позже в результате проведения спецоперации «Пейперклип» (Paperclip – Скрепка) число немецких специалистов превысило 785 человек.

Вернер фон Браун на фоне РН «Сатурн-V»В Америке фон Браун, работая в интересах армии США, делает удачную модернизацию Фау-2 – надёжную ракету «Редстоун», первую американскую БРДД с атомной боеголовкой. Модификация этой ракеты стала первой ступенью ракеты-носителя «Юпитер-С», которая в 1958 году вывела на орбиту первый американский ИСЗ «Эксплорер» весом 13,9 кг. После запуска первого американского спутника фон Браун стал американской знаменитостью (американское гражданство он получил в 1955 году).

21 июля 1958 г. на базе Национального консультативного комитета по аэронавтике США по предложению президента Эйзенхауэра было создано гражданское космическое ведомство – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Первого октября 1958 г. НАСА приступило к работе и вскоре предложило проект «Меркурий» – вывод на орбиту КА с человеком на борту, причём первые полёты астронавтов планировались как суборбитальные.

Центр космических полётов им. Дж. Маршалла начал работу 1 июля 1960 г. и его руководителем был назначен Вернер фон Браун, как говорят американцы – «человек на своём месте», а его команда перешла в НАСА из Редстоунского армейского арсенала.

Именно команда Вернера фон Брауна разработала РН «Сатурн-1» (Saturn), «Сатурн-1Б» и трёхступенчатый «Сатурн-V» (обзоры №1-01 1–15.11.2015 и №1-03 1–15.12.2015).

В 1960-е годы первый директор Центра космических полётов им. Маршалла, Вернер фон Браун контролировал 40% многомиллиардного бюджета НАСА.

Ракета «Сатурн-V»После окончания программы «Сатурн – Аполлон» (Saturn – Apollo) фон Браун обрисовал в общих чертах широкую и далеко идущую космическую программу, включившую завершение исследования Луны, запуск спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), космический корабль многократного использования, станции на околоземной орбите и экспедицию человека на Марс, подготовил на эту тему статью для журнала «Ридерс Дайджест» о новом космическом плане, однако, она так и не была опубликована. Новый администратор НАСА Томас Пейн, отменивший 4 последних полёта на Луну с целью экономии 6 млрд. долл., понимал и видел, что центр им. Маршалла выполнил свою миссию и не имеет портфеля значимых проектов на будущее, а его директор мог либо остаться без значительного дела в Хантсвилле, либо помочь выработать будущий курс НАСА в штаб-квартире в Вашингтоне.

Пейн пригласил фон Брауна заняться в НАСА планированием будущих космических программ США. В феврале 1970 г. фон Браун приступил к новой работе. В марте 1970 г. президент Никсон поддержал наименее дорогостоящий (5,1 млрд. долл. США) вариант будущей космической программы – создание челнока, вызвав глубокое разочарование руководства и всех сотрудников НАСА (фактические расходы на этот проект составили 10 млрд. долл. США). Фон Браун считал выбранный вариант конструкции Space Shuttle опасным – ракеты на твёрдом топливе никогда не использовались в качестве ускорителей, отсутствовала система аварийной эвакуации экипажа. И, как показали катастрофы «Челленджера» и «Колумбии», он был прав.

Старт РН «Сатурн-V»Вскоре Томас Пейн объявил о своей отставке. Фон Браун лишился своего самого влиятельного союзника. Как отмечал один из его немецких коллег: «С этого дня фон Браун стал сам не свой. Его можно было видеть одиноко бродящим по длинным коридорам». Экспедиция на Марс откладывалась на неопределённое время. Полный планов и замыслов фон Браун понимал, что его карьера в большой ракетно-космической технике завершена, но не сдавался. Последний полет на Луну, тринадцатый и последний, состоялся в 1972 г. «Сатурн-V» вывел на орбиту пилотируемую космическую станцию «Скайлэб» (Skylab), сменные экипажи (3×3) доставлялись на станцию брауновской РН «Сатурн-1Б».

30 июня 1972 года 60-летний фон Браун покинул НАСА и принял приглашение своего друга Эдда Ула, президента Корпорации «Ферчайлд индастриз» (Fairchild Industries), небольшой частной аэрокосмической фирмы, занять должность исполнительного вице-президента по опытно-конструкторским работам. На него было возложено стратегическое планирование будущего корпорации. Его новые сотрудники относились к фон Брауну с громадным уважением. В это время у Брауна начались проблемы со здоровьем.

Летом 1973 года у Брауна диагностировали злокачественную опухоль почки. Ему удалили почку и провели курс лучевой терапии. Фон Брауну удалось одержать очередную победу, на этот раз – над страшной болезнью, и вернуться к работе, но ненадолго. В то время главным проектом фон Брауна стал проект прикладного технологического спутника (ПТС) – мощного ретранслятора, обеспечивающего приём телепрограмм с помощью недорогого оборудования. В 1974 г. ПТС был запущен на геостационарную орбиту над Индией для передачи, в первую очередь, образовательных программ в 2700 деревень. Попытки фон Брауна и руководства компании продать эту технологию ещё куда-нибудь оказались безрезультатными.

Директор НАСА Томас Пейн (1970 г.)В 1975 г. у фон Брауна случился рецидив болезни – опухолевые клетки обнаружили в кишечнике, и последовала вторая операция, курсы химиотерапии и переливания крови, но на этот раз болезнь не отступила. Фон Браун ушёл в отставку 31 декабря 1976 года, а в начале 1977 года президент США Джеральд Форд наградил Вернера фон Брауна Национальной медалью науки, которую по поручению Белого Дома ему вручил в больнице его прежний босс Эдд Ул. В последние дни жизни фон Брауна его семья собралась в госпитале г. Александрии (штат Вирджиния) – жена Мария, дочери Айрис и Маргрит, сын Питер. Сердце великого ракетчика перестало биться 16 июня 1977 года. Похоронили его в Александрии. В этом же году ушла из жизни Мария фон Браун. Их семейную жизнь называли безоблачной. Когда в Хантсвилле отмечали 100-летие со дня рождения фон Брауна, его дочь Маргрит сказала фразу: «Как бы не складывались дела на работе, все воскресенья отец проводил с семьёй».

Фон Браун был личностью исключительно разнообразных интересов, любивший жизнь во всех её проявлениях. Всю жизнь с почтением относился к своему учителю – Герману Оберту, который был на 8 лет старше и на 12 лет пережил своего самого талантливого ученика. Он исхитрился организовать посещение Обертом режимного объекта Пенемюнде, где Браун с гордостью показал ему ракету А-4. В трудные послевоенные годы фон Браун посылал Оберту в Германию продуктовые посылки. Он пригласил Оберта на исторический запуск «Аполлона-11» к Луне.

Вернер фон Браун и его немецкая командаВ состав «команды» фон Брауна входило более сотни человек. Среди них были не только единомышленники, но и настоящие друзья Вернера фон Брауна. Это Эберхард Рес, в течение 30 лет – заместитель фон Брауна по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, сменивший фон Брауна на посту директора Центра им. Маршала; Курт Дебус, руководивший испытательными пусками А-4 и всеми пусками к Луне, директор Центра им. Дж. Кеннеди; Эрнст Штулингер, учёный, директор управления научно-исследовательских работ Центра им. Маршала, специалист по ионным двигателям; Артур Рудольф – вошёл в команду одним из первых, в 1933 г., директор завода «Миттельверк», руководитель программы «Сатурн-V» в Центре им. Маршалла.

Причины успеха «команды» фон Брауна связаны с принципами организации работ в возглавляемых им коллективах. На Всеамериканской конференции по организации и управлению в эпоху научно-технического прогресса, 4-7 сентября 1962 г. проходившей в г. Сиэтле сам фон Браун изложил эти принципы:

  1. Заставлять людей работать много и оставлять их при этом довольными.
  2. Так организовывать работу, чтобы никто из персонала не потерял своего лица, не высказывал недовольства, не увольнялся.
  3. Вносить успокоение в умы сотрудников, которых изводит рутина, сухость отношений, разуверять тех, кто убеждён, что управление не связано с коллективной мыслью.
  4. Добиваться максимума производительности коллектива и вместе с тем обеспечивать чувство удовлетворения работой, исключать возможность конфликтов.
  5. Управление само по себе проблемы не представляет. Проблемы возникают тогда, когда люди чётко не представляют своих задач и методов их решения.
  6. Дискуссия по вопросам организации и управления может завести в тупик. Технику управления необходимо рассматривать с учётом конкретных людей, которыми предстоит управлять.
  7. Лицо, принимающее решение, должно реагировать на факты и запросы незамедлительно.

Более десяти университетов в США и Германии присвоили фон Брауну почётное звание профессора. Именем Вернера фон Брауна названы исследовательский институт и Центр при университете Алабамы в Хантсвилле, улицы в немецких городах (Бонн, Маннгейм, Майнц и города помельче), авеню в Нью-Йорке. Его именем назван кратер на Луне, куда гигантская ракета «Сатурн-V» доставила первых Землян.


 

23 марта 1983 года – запуск астрофизического ИСЗ «Астрон» (СССР).

КА «Астрон» – первая советская специализированная астрофизическая обсерватория на орбите.

Кроме телескопов на пилотируемых космических аппаратах (КК «Союз-13» и ОС серии «Салют») в Советском Союзе в начале 80-х годов ХХ столетия разрабатывался автоматический КА для проведения астрофизических исследований. Так как разработка велась специалистами НПО им. С. А. Лавочкина, то базой послужил служебный модуль АМС «Венера» (4В, 4В1, 4В1М). На борту КА были установлены двухзеркальный ультрафиолетовый (УФ) телескоп и комплекс рентгеновских спектрометров общей массой около 700 кг. Научные приборы создавались совместно специалистами СССР (Крымская астрофизическая обсерватория) и Франции (Марсельская лаборатория).

КА был оснащён системой автономного управления, радиосистемой для точного измерения элементов орбиты, радиотелеметрической системой для передачи информации.

Космический аппарат «Астрон»

Космический аппарат «Астрон»:
1 – УФ телескоп; 2 – комплекс рентгеновских спектрометров; 3 – навесные приборные контейнеры; 4 – приборный контейнер; 5 – астроприборы; 6 – опорный цилиндр; 7 – панели СБ

КА «Астрон» был выведен 23.03.1983 на высокоэллиптическую орбиту ракетой-носителем «Протон-К». Параметры орбиты: высота в перигее – 2000 км; высота в апогее – 200000 км; период обращения – 5880 мин, наклонение орбиты – 51,5°. Такая орбита позволяла более 90% времени вести измерения вне тени Земли и её радиационного пояса.

За шесть лет активного существования «Астрона» на орбите были получены важные научные результаты в области изучения нестационарных явлений в звёздах, в исследовании аномалий химического состава звёзд; свойств УФ излучения галактик и квазаров.


 

31 марта 1966 года – старт первого искусственного спутника Луны (с 3 апреля) «Луна-10» (СССР).

Помимо решения задачи мягкой посадки автоматического аппарата на поверхность Луны (обзор №1-06 16–31.01.2016) не менее актуальной проблемой было создание искусственного спутника Луны. ИСЛ предназначался для исследования Луны и окололунного пространства. И эту проблему параллельно, но независимо друг от друга, решали в Советском Союзе и США.

Космический аппарат «Луна-10»Советские разработчики создавали лунный спутник на базе АЛС «Луна-9». Вместо спускаемого аппарата был установлен отделяемый герметичный контейнер – искусственный спутник Луны. Конструкция ИСЛ была предельно простой, если не сказать аскетичной. Система ориентации отсутствовала, поэтому спутник на окололунной орбите совершал неориентируемый полёт. Внутри герметичного контейнера была установлена телеметрическая аппаратура для сбора служебной и научной информации, программно-временное устройство (ПВУ), радиосистема метрового диапазона и приёмоответчик дециметрового диапазона, химические батареи. Спутник имел систему терморегулирования герметичного контейнера (сброс тепла осуществлялся непосредственно через стенки контейнера). На наружной поверхности спутника были размещены штанга магнитометра, радиоантенны, датчики научных приборов.

Первый ИСЛ был разработан и изготовлен всего за 25 дней и был запущен 1 марта 1966 года, но остался на околоземной орбите. Из-за потери стабилизации разгонного блока «Л» (обзор №1-06 16–31.01.2016) появился новый ИСЗ «Космос-111» (так он был назван в официальных сообщениях).

А через 30 суток, 31 марта 1966 года, в 13 часов 46 минут 59 секунд РН «Молния-М» отправила к Луне КА массой 1583 кг. Все стадии выведения прошли успешно.

Перелёт к Луне и работа на окололунной орбите ИСЛ «Луна-10» произошли уже в апреле, и рассказ об этих событиях будет в следующем месяце.


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Денис Пишкевич. Вернер фон Браун: человек, который продал Луну. – Минск: «Попурри», 2011.
  2. А. М. Первушин. Битва за звезды: Ракетные системы докосмической эры. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  3. Журнал «Америка», №167, сентябрь, 1970.
  4. Космонавтика. Энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1985.

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru