В этот день… №2-08 (11-20 января)



Александр Грищенко Лишних знаний не бывает. Кто знает, чем Вам придётся заниматься на долгом жизненном пути. Вот и один из известных советских космонавтов не знал, что готовясь к первому своему полёту в космос, он обеспечил успех следующего, второго полёта. Так что, дорогие студенты не сетуйте на загруженность ваших учебных планов «ненужными» учебными дисциплинами!
 

 

11 января 1975 года — первая экспедиция на ОС «Салют-4» в составе Алексея Губарева и Георгия Гречко (СССР).

Свой первый космический полёт бортинженер первой основной экспедиции ОС «Салют-6» Георгий Гречко совершил на борту ОС предыдущего поколения «Салют-4».

Первый экипаж станции стартовал в космос на борту КК «Союз-17». Одним из самых важных экспериментов на борту была работа с орбитальным солнечным телескопом ОСТ. Прибор был встроен в конструкцию станции. Он был разработан в Крымской астрофизической обсерватории. Это был уже четвёртый телескоп на орбите, но ни один ОСТ на станции ещё не работал!

Алексей Губарев и Георгий Гречко во время тренировки. Кто же знал, что Гречко будет осматривать детали стыковочного узла во время выхода в открытый космос на борту ОС «Салют-6»?В первом телескопе заело крышку и экипаж ОС «Салют-1» не смог его использовать. Две следующие станции не эксплуатировались. Вторая орбитальная станция (ДОС-2) не была выведена на орбиту из-за аварии второй ступени РН (29.07.1972). Третья станция (ДОС-3) была выведена на орбиту (5.11.1973), но в системе ориентации и управления движением ДОС произошли сбои по ионным датчикам, приведшие к выработке всего топлива двигателями ориентации. Станция, получившая обозначение «Космос-637», некоторое время совершала пассивный полет. После выдачи команды на подъем орбиты ДОС из-за неправильной ориентации вошла в атмосферу и прекратила своё существование.

Когда Губарев и Гречко прилетели на станцию, то оказалась, после открытия крышки и наведения телескопа на Солнце, что получить научный результат не удаётся. Выход в открытый космос для проверки работоспособности прибора был невозможен, у экипажа не было скафандров для внекорабельной деятельности. Но, проявив настоящую инженерную эрудицию и вспомнив всё, чему его учили в Военмехе (Ленинградском военно-механическом институте — ныне Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова), бортинженер Гречко добился результата. Это произошло на четырнадцатый день полёта, когда уже и в ЦУПе отчаялись и запретили продолжать работы с телескопом.

Георгий Гречко на борту «Салюта-4»Как вспоминал в своей книге Георгий Михайлович Гречко «Телескоп начал работать на славу, с Земли таких результатов получить невозможно. Я снял в ультрафиолете спектральные характеристики активных образований на Солнце — протуберанцев и пятен. По нашим данным были просчитаны температуры, скорости во внешней короне Солнца, степень ионизации. И скорость, и степень ионизации оказались выше прежних предположений. Все последующие экспедиции работали по нашей методике.

После меня с этим телескопом на «Салюте» работали Севастьянов и Климук. Крымская обсерватория, а вместе с ней и вся советская наука, получила данные, на семь лет опередившие Соединённые Штаты. А мне объявили выговор «за нарушение режима труда и отдыха». За то, что, вводя ОСТ в действие, я работал больше, а отдыхал меньше положенного по программе полёта.

Награда за «лечение» телескопа пришла неожиданно, через несколько лет. Меня вызвали в Дом Учёных. Оказалось, что астроном Черных нашёл новый астероид и предложил Астрономическому союзу присвоить ему моё имя. Астрономический союз мою кандидатуру одобрил. На торжественном заседании в Доме Учёных я спросил Черных: «Почему именно я? Я далеко не самый заслуженный человек в нашей стране!». Черных ответил: «Потому что мы помним, как ты спас телескоп!». Так что моим именем названа не только самая вкусная каша, но и астероид, на котором я предлагаю отдохнуть нашим космонавтам во время полёта на Марс».

Кстати, для восстановления телескопа Г. М. Гречко пришлось однажды включить один из ЖРД системы ориентации станции, что запрещалось служебными инструкциями.

Но на станции были и менее приятные ситуации. На борту «Салюта-4» загорелся один из приборов. И в борьбе с пожаром также помогла качественная инженерная подготовка Георгия Гречко. Снова, вопреки инструкции, он не гасил пламя огнетушителем и не выключал вентилятор. Наоборот, после выключения прибора, вентилятор был включён для того, чтобы вытянуть дым из внутреннего объёма станции.


12 января 1871 — в г. Николаеве скончался генерал К. И. Константинов (Российская Империя).

Генерал-лейтенант Константин Константинов (1818-1871) — маститый учёный, известный своими трудами в области артиллерии, ракетной техники, механики, автоматики и электротехники. Но и его личная жизнь также необычайна и весьма интересна и поучительна.

Портрет генерала Константина КонстантиноваОн был незаконнорождённым сыном брата императора Александра I, великого князя Константина Павловича. Официально, как и его сестра, он считался воспитанником князя И. Л. Голицына, поэтому ему было присвоено отчество Иванович. В 1838 году молодого выпускника артиллерийского училища назначили командующим Школой мастеров порохового и селитряного дел. Он тщательно изучал опыт зарубежных ракетчиков. Ему было известно про малоуспешные опыты во Франции по созданию боевых (зажигательных) ракет, проводимые пиротехниками Клодом Руджиери (Claude Ruggieri), Филиппом Бельером (Philippe Bellière) и капитаном артиллерии Морисом Шевалье (Maurice Chevalier) и другими инженерами. Большего успеха добился только английский конструктор полковник Уильям Конгрев (William Congreve, 1772–1828). Проводя эксперименты с ракетами, Конгрев сформировал некоторые основы теории проектирования и производства пороховых ракет, включающей технологию поддержания устойчивого процесса горения топлива и методику использования хвостовых стабилизаторов для управления её полётом. В знак признания его заслуг европейские боевые ракеты назвали «конгревовы», а сам он стал генералом.

Зарубежный опыт был известен молодому русскому офицеру не только по книгам, но и по личным впечатлениям — он побывал в Австрии, Пруссии, Англии, Бельгии, Голландии, Франции. К этому времени он уже сделал своё первое изобретение — электробаллистический прибор. В 1844 году предложил прицел для навесной стрельбы из орудий. После возвращения в Россию испытал установку для измерения скорости артиллерийского снаряда. Во время командировки в Австрии Константинов встретился с видным специалистом по ракетной технике, генерал-майором Винценсом фон Аугустином (Vincenz von Augustin), начальником австрийского корпуса ракетчиков. На ракетном поле до смотра Константинов рассказал о своём ракетном баллистическом маятнике, на что Аугустин отозвался, что Константинов «начал с того, чем ему, Аугустину, следовало бы кончить», признав высокую одарённость молодого офицера.

Схема баллистического маятника

Схема баллистического маятника:
1 — рама; 2 — дорожка; 3 — регистрирующее устройство; 4 — тросы; 5 — ось подвески; 6 — двигатель

Баллистический маятник предназначался для измерения тяги порохового двигателя, что позволило Константинову исследовать влияние формы и конструкции ракеты на её баллистические свойства, заложив научные основы расчёта и проектирования ракет. Фактически методика исследования внутрибаллистических характеристик ракетных двигателей с помощью маятника Константинова — прообраз современных огневых испытаний! В течение многих лет маятник Константинова оставался наиболее совершенным инструментом исследования тяговых параметров ракетного двигателя.

В 1850 году полковник Константинов был назначен командиром старейшего Петербургского ракетного заведения, первого в России промышленного предприятия по производству боевых ракет. Одним из направлений деятельности Константинова стало совершенствование производства, прежде всего улучшение технология изготовления боевых ракет, включая их сборку, вопросы механизации и безопасности их изготовления.

Обстрел ракетами Константинова английских позиций под СевастополемРакеты Константинова были задействованы при обороне Севастополя. В первых числах февраля 1855 года противник атаковал передовые рубежи обороны Севастополя ракетами Конгрева. Тогда помощник Константинова Филимон Пестич решился ударить своими ракетами по неприятелю с верхнего этажа казармы. При первом выстреле ракета попала в переднюю траншею неприятеля. Английские солдаты бросили сапёрные лопаты и бросились в разные стороны по ходам отрытой траншеи.

Со службой в ракетном заведении под начальством Константинова связан хотя и короткий, но весьма значительный эпизод жизни и творчества Льва Толстого. После героической севастопольской страды его откомандировали в Петербург. Прибывшего на новое место службы 21 ноября 1855 года Толстого приказом инспектора всей артиллерии от 27 декабря №435 зачислили в ракетную батарею при ракетном заведении. Поручик Толстой, с большой симпатией относившийся к Константинову, с охотой общался с ним, часто бывал у своего командира дома на Разъезжей и всегда тепло отзывался о нём. Из дневниковых записей Толстого (16 мая — 9 декабря 1856 года) известно, что, посещая Константинова, Толстой завтракал или обедал с ним, встречался в его квартире с известными артиллеристами и ракетчиками. Но, не видя перспектив своей службы в артиллерии, Толстой заводил разговор об отставке, однако Константинов его отговаривал. Несмотря на уговоры, Толстой всё-таки уехал в Ясную Поляну, откуда посылал своему командиру письма. А 29 декабря 1856 года написал на имя начальника Санкт-Петербургского ракетного заведения Константинова рапорт об отставке.

Ракета и пусковой станок Константинова системы 1862 г.В марте 1857 года Константинова командировали за границу для заказа всех технических приспособлений, необходимых для вновь проектируемого ракетного завода. Константинов на свой страх и риск заказал на заводе, которым владел Эммануэль Дени Фарко, в Париже оборудование для нового ракетного заведения по своим чертежам. Император Александр II в августе 1859 года одобрил заказ Константинова, а также согласился с его предложением выделить ракетные команды в самостоятельный род войск, нуждающийся в собственном командовании. Можно считать созданное управление со своим штабом, ракетным дивизионом, собственными ракетными заводами и ракетными полигонами прообразом современных отечественных ракетных войск. Разработанное Константиновым специальное оборудование оказалось настолько совершенным, что испанское правительство заказало в Париже точно такое же для своего нового ракетного завода в Севилье. Главным отличием Народоволец Н. И. Кибальчичэтого завода являлась «телединамическая передача движения», механизация и автоматизация производственных циклов. Разработанные Константиновым машины, станки, приборы и технология поточного изготовления ракет воплотились в крупнейшее в России и Европе автоматизированное производство. Кроме того, Константинов к тому времени был не просто создателем, но и летописцем ракет, составил первый полный курс ракетной артиллерии, курс международного значения. В 1859–1861 годах Константинов прочёл цикл лекций в своей альма-матер для артиллерийских офицеров о ракетах. В 1861 году эти лекции были опубликованы в Париже на французском, а потом и на русском языке. Эту, тогда единственную в мире, фундаментальную монографию высоко оценили в научных кругах, в том числе в Парижской академии наук. Автор её был удостоен премии Михайловской артиллерийской академии (бывшее Михайловское училище) в России.

Константинов построил новый Николаевский ракетный завод, был назначен его начальником и переехал жить в Николаев. В это время он представил ракетчикам новую ракетную систему — 2-дюймовую боевую ракету, пусковой станок для неё и ударный пальник для запуска. После высочайшего одобрения ракетную систему приняли на вооружение русской армии. Состоялось признание ракетного оружия как необходимого и эффективного дополнения к нарезной артиллерии!

Обратная сторона Луны, где находится кратер, названный в честь К. И. КонстантиноваВ январе 1871 года генерал Константинов скончался в Николаеве и был торжественно захоронен в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Нивное Мглинского уезда Черниговской губернии.

Как писал один поэт: «Бывают странные сближенья». В церкви генерала Константинова отпевали по православному канону. Одним из псаломщиков был Николай Кибальчич. Видимо после этого, учитывая склонности к точным наукам, родственник Константинова Андрей Лишин похлопотал о приёме Кибальчича в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Потом, как известно, революционные устремления привели Кибальчича в тюрьму. Всё же, даже приговорённый к смертной казни, он оставил свой проект космического корабля.

В 1960-х годах настало время увековечивания памяти нашего знаменитого соотечественника. За выдающиеся заслуги перед Отечеством в деле развития ракетной техники, за научные достижения К. И. Константинова, в 1965 году его именем назван кратер на обратной стороне Луны (20° северной широты, 159° восточной долготы, диаметр 69 км). В Москве, в северной части города есть улица Константинова, которая входит в группу улиц, названных в честь пионеров ракетной техники. В Николаеве на здании, где когда-то находилась контора Ракетного завода, имеется мемориальная доска, установленная в 1968 году.


15 января 1976 года — запущен космический аппарат «Гелиос-2» (ФРГ, США).

Миссия «Гелиос» (нем. Helios, от греч. Hēlios — Солнце) заключалась в запуске в середине 70-х годов ХХ века пары космических аппаратов для исследования межпланетной среды между Землёй и Солнцем. Для её достижения два космических аппарата запустили по высокой эллиптической орбите, чтобы они пролетели как можно ближе к Солнцу (удаление в перигелии около 45 млн. км.). В самой дальней точке они находились на расстоянии около 150 млн. км от Солнца (на таком же расстоянии вокруг него вращается Земля). На такой орбите гравитация огибаемого тела (Солнца) обладает значительным эффектом. В результате «Гелиос-2» в самой дальней точке от Солнца показал скорость 72985 км/ч, а в самой ближней — 241350 км/ч (более 67 км/с), став самым быстрым объектом, созданным человеком.

КА серии «Гелиос»Аппарат «Гелиос» представлял собой правильную 16-гранную призму высотой 0,5 м с поперечным размером 1,7 м. масса аппарата — 370 кг. К корпусу с обоих торцов прикреплены поверхности в форме усечённых конусов, несущие солнечные батареи и зеркальные отражатели. Над верхней батареей расположили комплекс антенн системы связи. По обе стороны от центральной секции находилось два складных радиальных крепления, на каждом из которых были установлены внешние магнитометры.

Система управления курсовой устойчивостью состояла из солнечных сенсоров и реактивной системы холодного азота (три микродвигателя тягой по 1 Н), которая вращала стабилизированный аппарат с установленной частотой 60 об/мин.

Эксперименты на борту двух аппаратов проводили учёные из ФРГ и США. Они исследовали следующие явления и параметры: плотность и температуру протонов и электронов в солнечном ветре, магнитное поле Солнца, электрические составляющие плазменных волн, космическую радиацию и интенсивность рентгеновских лучей Солнца, высокоэнергетичную сферу между частицами солнечного ветра и космическими лучами, интенсивность слабого свечения в небе — Зодиакального света. Два солнечных орбитальных аппарата были способны сделать снимки одних и тех же событий с разных ракурсов, предоставляя таким образом информативные 3D-кадры.

«Гелиос-1» был запущен 10 декабря 1974 года, а «Гелиос-2» — 15 января 1975 года. Для их запуска использовалась РН «Титан-III Е» (обзор №1-24 1–10.09.2016). К началу 1980-х годов оба аппарата завершили свои первые миссии, но продолжали передавать данные до 1985 года. Сейчас оба аппарата не функционируют, но остаются на своих орбитах вокруг Солнца.


При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Георгий Гречко. Космонавт №34. От лучины до пришельцев. — М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2013.
  2. П. О. Мазинг, П. И. Качур. Константин Иванович Константинов. — М.: «Наука», 1995.
  3. Космонавтика. Энциклопедия. — М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  4. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии. — М.: «Советская Энциклопедия», 1977.
« »