В этот день… №1-26 (21-30 сентября)



Александр Грищенко Осень в разгаре. Осень это время подведения итогов. Но, в то же время, осень это и начало новых проектов. Об осенних событиях конца сентября Вы сможете прочитать в этом обзоре.
 
 
 
 
 
25 сентября 1973 года – завершение второй экспедиции на ОС «Скайлэб» (Skylab, США).

В сентябре 1973 года продолжалась вторая экспедиция станции «Скайлэб». 22 сентября состоялся третий и последний выход астронавтов второго экипажа в открытый космос, в основном для замены кассет с плёнкой в комплекте АТМ. В выходе, продолжавшемся 2 часа 49 минут участвовали Бин и Гэрриот.

25 сентября астронавты в транспортном корабле возвратились на Землю. Полёт продолжался 59 суток 11 часов 9 минут. Отсек с астронавтами был поднят на вертолётоносец «Новый Орлеан». Бин, Лусма и Гэрриот (Bean, Lousma, Garriott) самостоятельно вышли из отсека на палубу. Они потеряли в весе 3,2 – 3,6 кг. Но состояние их после возвращения на Землю было лучше, чем состояние членов первого экипажа (исключая Конрада).

Астронавты второго экипажа перевыполнили полётное задание примерно на 50%. Наблюдения Солнца с помощью комплекта АТМ велись 305 часов (вместо 205 часов по плану), при этом было получено 77600 снимков, в частности снимки более 100 вспышек и крупного протуберанца. Было проведено 39 сеансов исследований природных ресурсов вместо 26 по плану, при этом получено 16800 снимков и 29 км магнитной ленты с записью. Члены второго экипажа провели 12 незапланированных экспериментов.
ОС «Скайлэб» сфотографированная вторым экипажем, после расстыковки корабля «Аполлон» со станциейСолнечный протуберанец

 


 

27 сентября 1973 года – старт космического корабля «Союз-12» (СССР).

После 27-месячного перерыва Советский Союз вернулся к пилотируемым космическим полётам. Столь длительный простой был вызван необходимостью ликвидации причин, вызвавших катастрофу КК «Союз-11». Теперь, на КК серии 7К-Т экипаж вновь надел скафандры с автономными системами жизнеобеспечения, что привело к увеличению веса полезной нагрузки и, как следствие, уменьшению численности космонавтов на Экипаж КК «Союз-12» (Олег Макаров, Василий Лазарев)борту корабля. Изменилась система энергообеспечения – вместо солнечных батарей применялись бортовые аккумуляторы. Их ёмкости хватало на двое суток автономного полёта. Поскольку корабли серии 7К-Т должны были доставлять экипажи на борт орбитальной станции, считалось что подзарядку аккумуляторная батарея КК получит после стыковки с ОС и включения энергосистемы корабля в энергосистему станции. В случае длительного автономного полёта корабль оснащался солнечными батареями («Союз-13», «Союз-16», «Союз-19»).

Основной задачей космического полёта было всестороннее испытание корабля и всех его систем (кроме систем сближения и стыковки). Программа полёта была достаточно сложной. В первый день отрабатывались различные манёвры. Дважды космонавты включали двигатели корабля — сначала в апогее, а затем в перигее. В результате корабль перешёл на почти круговую орбиту с параметрами:

  • максимальное удаление от Земли (в апогее) — 345 километров;
  • минимальное удаление от поверхности Земли — 326 километров;
  • период обращения — 91 минута;
  • наклонение орбиты — 51,6°.

Большое место в программе полёта занимали вопросы автономной космической навигации. Космонавты проверили действие контроля ориентации, позволяющего выяснить, правильно ли автоматика развернула корабль, чтобы двигатели дали импульс в нужном направлении. Затем наступила очередь проверить в действии прибор ночного видения для ориентации корабля на теневой стороне Земли. Работа прибора была признана отличной. Все эти эксперименты имели своей целью дать космическим кораблям в будущих длительных и дальних полётах большую автономию, уменьшить их зависимость от наземного Центра управления полётами.

Второй день полёта был занят фотографированием земной поверхности в различных участках спектра.

29 сентября 1973 года испытательный полёт завершился. Высокая орбита «Союза-12» заставила включить тормозную установку ещё над Атлантическим океаном. На 32-м витке произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат перешёл на траекторию снижения. На высоте 7,5 километров была введена в действие парашютная система, непосредственно у Земли сработали двигатели мягкой посадки, и спускаемый аппарат плавно опустился в расчётном районе в 400 километрах юго-западнее города Караганды. К. П. Феоктистов, разработчик КК «Союз», дал следующую оценку этому полёту: «Пожалуй, трудно припомнить другой запуск, программа которого была бы так насыщена динамическими операциями, то есть работой самого корабля, его двигателей. Все выполнялось спокойно, без суеты. Такая аккуратность очень важна для всесторонней проверки усовершенствованной аппаратуры и приборов. И конечно, это в первую очередь заслуга экипажа. Сказалось отличное знание техники космонавтами».

Можно сказать, что именно полёт «Союза-12» дал «путёвку в жизнь» кораблю 7К-Т. Эта серия «Союзов» использовалась до 1981 года (последним был «Союз-40»).


 

29 сентября 1977 года – запуск на околоземную орбиту долговременной орбитальной станции «Салют-6» (ДОС-7К №5-1 или 17К) (СССР).

Макет ОС «Салют-6» с пристыкованными КК «Союз» и «Прогресс» (ВДНХ СССР, Москва)«Салют-6» — первая советская ОС второго поколения. Корпус станции был тот же, что и у станций первого поколения («Салют-1» — «Салют-5»), но начинка существенно изменилась. Наиболее существенным изменением конструкции можно считать добавление второго стыковочного узла, расположенного в районе агрегатного отсека. Имея второй стыковочный узел, можно было организовать экспедиции посещения и кратковременно увеличивать экипаж станции, доставлять на борт станции необходимые «расходные» материалы (воздух, продукты питания, топливо и т.д.) и новые приборы, удалять отработанные элементы оборудования, производить замену членов экипажа без консервации станции (правда, ОС «Салют-6» и «Салют-7» так и не стали постоянно действующими орбитальными станциями). Второй стыковочный узел станции активно использовался всё время её активного существования, в отличие от ОС «Скайлэб», где он также был, но так и не был задействован.

Схема системы дозаправки двигательной установки (ДУ) ОС «Салют-6»

Схема системы дозаправки двигательной установки (ДУ) ОС «Салют-6»:
1 – бак горючего ДУ; 2 – бак окислителя ДУ; 3 – бак горючего (дозаправка) на грузовом корабле; 4 – бак окислителя (дозаправка) на грузовом корабле; 5 – баллон с газом для вытеснения топлива при дозаправке; 6 – баллон с газом для подачи топлива в двигатель; 7 – редуктор; 8 – компрессор откачки газа из баков; 9 – двигатель коррекции орбиты (маршевый); 10 – двигатель ориентации; 11 – клапаны управления системой подачи топлива в двигатель; 12 – клапаны включения двигателей; 13 – клапаны откачки газа; 14 – клапаны дозаправки; 15 – гидроразъёмы стыковочного узла

Двигательная установка ОС была выполнена с возможностью дозаправки её на орбите окислителем (четырёхокись азота) и горючим (НДМГ). Автоматический грузовой КК «Прогресс» доставлял около 1000 кг топливных компонентов на орбиту. Была создана специальная система дозаправки, успешно действовавшая более четырёх лет жизни станции.

ДУ станции имела вытеснительную систему подачи топлива. Чтобы топливо и газ не перемешивались в баках, их разделяет металлическая мембрана сильфонного типа. Когда баки полностью заправлены, мембрана занимает крайнее положение около газовой магистрали, а когда топливо израсходовано и бак заполнен газом, мембрана занимает другое крайнее положение — находится около топливной магистрали.

После того как топливо в двигательной установке израсходовано, к станции пристыковывается грузовой корабль-заправщик «Прогресс» и баки корабля с горючим и окислителем соединяются с заправочными магистралями двигательной установки станции. Но сразу приступать к перекачке доставленного топлива нельзя — необходимо предварительно удалить из баков станции газ, который в своё время вытеснил имевшееся в них топливо.

Поэтому сначала включается компрессор, он откачивает газ назад в баллоны высокого давления, после чего газовая система вновь готова выдавливать топливо из баков в камеры сгорания. А сами баки готовы к приёму топлива, которое привёз корабль-заправщик. После откачки газа окислитель и горючее из грузового корабля под воздействием его собственной вытеснительной системы поочерёдно переливают в баки двигательной установки станции.

О двигателях ОС «Салют-6» и о других технических, и не только, подробностях её полёта расскажем в последующих выпусках.


При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. К. Гэтланд и др. Космическая техника. – М.: «Мир», 1986.
  2. Ежегодник Большой Советской Энциклопедии, 1974.
  3. Космонавтика. Энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  4. Журнал «Наука и жизнь», №4, 1981.

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru