В этот день… №2-07 (1-10 января)



Александр Грищенко Бытует мнение, что первые две недели января это «мёртвый сезон» в нашем отечестве. Но события, происходившие в ракетно-космической отрасли СССР в разные годы, опровергают это заблуждение.
 
 
 
 

3 января 1934 года – переезд в Москву из Ленинграда сотрудников ГДЛ (СССР).

Несмотря на Новый Год, в начале января 1934 года большая группа сотрудников Газодинамической лаборатории (ГДЛ) переехала из Ленинграда в Москву. Этот переезд был связан с созданием в Советском Союзе Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), объединившего почти всех учёных и инженеров, работавших над созданием ракет и их систем. Прежде всего, объединение коснулось сотрудников ГДЛ и МосГИРДа.

Первый начальник РНИИ - И. Т. КлейменовПриказ Реввоенсовета СССР о создании РНИИ был издан 21 сентября 1933 года начальником вооружений РККА М. Н. Тухачевским. Новый институт должен был разрабатывать и осуществлять общую научно-техническую программу. Из двух организаций ракетчиков в РНИИ перешли работы по двигателям и ракетам на твёрдом топливе, по стартовым ускорителям самолётов и по азотнокислотным ЖРД (ГДЛ), а также по кислородным ЖРД, ПВРД, ракетопланам и ракетным летательным аппаратам (ГИРД).

В положении об институте, утверждённым М. Н. Тухачевским, указывалось, что предметом работ РНИИ является теоретическая и практическая разработка вопросов реактивного движения с целью использования ракет в различных областях военной техники и народного хозяйства.

Разумеется, приоритетными вопросами для института были вопросы оборонной техники. Поэтому начальником института был назначен начальник ГДЛ, военный инженер Иван Терентьевич Клейменов.

Здание РНИИ в МосквеСтруктура РНИИ первоначально включала четыре отдела. В первом отделе, возглавлявшемся сначала Ю. А. Победоносцевым, потом К. К. Глухарёвым и затем Л. Э. Шварцем, занимались твердотопливной тематикой (разработкой РДТТ и твердотопливных ракет). Второй отдел, руководимый вначале М. К. Тихонравовым, затем А. И. Стеняевым и в дальнейшем А. Г. Костиковым, разрабатывал двигатели на жидких топливах. В отделе бригадами ЖРД руководили В. П. Глушко и Л. С. Душкин. Третий отдел занимался крылатыми ракетами (Е. С. Щетинков) и стартовыми ускорителями (В. И. Дудаков). Отделом руководил П. П. Зуйков. В четвёртом отделе, руководимом И. С. Александровым, исследовались свойства твёрдых топлив. Тематика отделов, как видно, имела военно-прикладной характер.

В. П. Глушко (1934 г.)Последние месяцы 1933 года для сотрудников ГДЛ были заняты подготовкой к переезду из Ленинграда в Москву. И сразу после встречи Нового года они прибыли в столицу. Теперь на долгие годы судьбы С. П. Королёва и В. П. Глушко, а также многих других учёных и инженеров будут связаны с решением задач «разработки вопросов реактивного движения с целью использования ракет в различных областях военной техники». История этих работ представляла собой далеко не простой путь от одного достижения к другому. Было много трагического в развитии отечественной ракетной техники, было взаимное непонимание и обиды, были, к сожалению, и серьёзные ошибки. Но всё это будет позже, а пока ленинградцы обживались на новом месте и планировали дальнейшие работы.

РНИИ после всевозможных реорганизаций и переименований дожил до наших дней. Называется он теперь ГНЦ ФГУП «Центр им. М. В. Келдыша». О человеке, чьё имя присвоено институту мы расскажем уже в феврале.


 

5 января 1969 года – запуск автоматической межпланетной станции (АМС) «Венера-5» (СССР).

В течение первых двух десятилетий космической эры Советский Союз активно исследовал Венеру с помощью автоматических межпланетных аппаратов. Регулярно стартовали к утренней звезде Венере АМС, начиная с «Венеры-1» (в 1961 году).

Старт РН «Молния-М»АМС «Венера-5», как и её напарница «Венера-6» (стартовала 10 января 1969 г.), мало отличались от АМС «Венера-4», впервые передавшей полезную информацию при спуске на поверхность Венеры. Главные изменения конструкции станции касались спускаемого аппарата – его корпус был рассчитан на уровень внешнего давления 25 кг/см2 и температуру 290 °С.

Масса КА составляла 1130 кг (спускаемого аппарата – 410 кг). На орбитальном аппарате были установлены приборы для изучения потоков космических частиц и для определения распределения кислорода и водорода в атмосфере планеты. В спускаемом аппарате размещались датчики давления, газоанализаторы, приборы для измерения освещённости в атмосфере Венеры и для определения температуры атмосферы по высоте.

14 марта 1969 года была проведена коррекция траектории полёта станции «Венера-5». 16 мая того же года АМС достигла планеты Венера. После отделения спускаемого аппарата был раскрыт парашют. Во время спуска, который проходил 52,5 минуты, радиовысотомер передал три значения высоты над поверхностью: 40,4, 31,9 и 23,8 км. Во время спуска проводились измерения температуры, давления, освещения и химического состава атмосферы. Температура изменялась от 25 до 320 °С, давление от 0,5 до 27 кг/см2, высота изменялась от 55 до 18 км. Дважды анализировался состав атмосферы. Она состояла на 97% из углекислого газа, 2% азота, не более 0,1% кислорода и незначительного количества водяного пара. Информация перестала поступать на Землю, когда давление повысилось до 27 кг/см2.

АМС «Венера-5»Относительно небольшая масса станции позволила использовать РН «Молния-М» (8К78М), разработанную филиалом №3 ОКБ-1 в 1963-1966 гг. На боковых блоках первой ступени РН 8К78М были установлены четыре двигателя 8Д727 (РД-108ММ), на центральном блоке второй ступени – один двигатель 8Д728 (РД-107ММ), на блоке третьей ступени – двигатель 11Д55 (РД-0110). Серьёзной модернизации подверглась система управления носителя. Одновременно в ОКБ им. С. А. Лавочкина были проведены работы по повышению основных характеристик и надёжности разгонного блока «Л». Аварийность запусков РН 8К78 составляла примерно 50%. Аварийность запусков 8К78М резко снизилась и составляла не более 5%. Это результат труда и заботы конструкторов, технологов, производственников, контролёров, представителей военной приёмки филиала №3 ОКБ-1, завода «Прогресс», ОКБ им. С. А Лавочкина, смежных предприятий – разработчиков и поставщиков двигателей, систем управления и других комплектующих изделий.

Лётные испытания модернизированной ракеты начались 4 октября 1965 года. Она широко использовалась для запуска АМС для исследования Луны и Венеры, спутников связи серии «Молния», научных КА серии «Прогноз», спутников предупреждения о ракетном нападении «Око» и зарубежных коммерческих КА. РН 8К78М запускалась с космодромов Плесецк и Байконур, обладала достаточно высоким для РН показателем надёжности – 97%, находилась в эксплуатации до сентября 2010 года. По состоянию на октябрь 2010 года было проведено 280 пусков РН 8К78М («Молния-М»). Из них аварийных – 2!!!

Двигатели 8Д727 и 8Д728 – первая существенная модификация ЖРД РД-107 и РД0108. На модифицированных двигателях были осуществлены мероприятия по повышению устойчивости рабочего процесса в камерах сгорания. Кроме того, был повышен удельный импульс тяги с 2508 м/с (РД-107) до 2519 м/с (8Д728), и с 2430 м/с (РД-108) до 2479 м/с (8Д727). Значения удельного импульса приведены у Земли.


 

10 января 1978 года – первая экспедиция посещения на ОС «Салют-6» (СССР).

Наличие двух стыковочных узлов на ОС «Салют-6» позволило принимать одновременно два КК «Союз». И 11 января 1978 года на КК «Союз-27» прибыла первая экспедиция посещения в составе командира — Владимира Александровича Джанибекова и бортинженера — Олега Григорьевича Макарова. Они доставили на борт станции набор запасных частей, продовольственные запасы, письма и посылки для членов основного экипажа. Впервые в мире на борту ОС работали четыре космонавта.

После перестановки кресел-ложементов между кораблями, через пять суток полёта, экипаж посещения вернулся на Землю на борту КК «Союз-26».

Оба стыковочных узла станции успешно прошли практическую проверку. А после полёта В. А. Джанибекова и О. Г. Макарова стал привычным термин «экспедиция посещения».
Экипаж первой экспедиции посещения ОС «Салют-6»: В. А. Джанибеков и О. Г. Макаров

Орбитальный комплекс «Салют-6» - «Союз-26» - «Союз-27»

Орбитальный комплекс «Салют-6» — «Союз-26» — «Союз-27»:
1,6 — транспортный корабль «Союз» (ТК); 2 — переходный отсек (ПО); 3 — панель солнечной батареи; 4 — рабочий отсек (РО); 5 — антенны системы сближения; 7 — корректирующий двигатель; 8 — переходная камера (ПК); 9 — двигатели ориентации; 10 — отсек научной аппаратуры (ОНА); 11 — беговая дорожка; 12 — душевая установка; 13 — фотоаппарат МКФ-6М; 14 — центральный пост управления

ОС «Салют-6» с двумя пристыкованными КК «Союз» на орбите


 

При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Н. С. Королева. С. П. Королев: Отец. К 100-летию со дня рождения: в 3-х кн. / Кн. 1: 1907-1938 годы. – М.: «Наука», 2007.
  2. Космонавтика. Энциклопедия. – М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  3. Самарские ступени «семерки». Под ред А. Н. Кирилина. – Самара: Издательский дом «Агни». – 2011.
  4. Космические аппараты. Под общ. ред. проф. К. П. Феоктистова. – М.: Воениздат, 1983.
  5. http://www.lpre.de/energomash/RD-107
  6. http://russpace.ucoz.ru/index/raketnye_dvigateli/0-102
  7. http://pretich.ru/

 


« »



Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru