В этот день… №1-18 (1-10 июля)



Александр Грищенко Приветствую вас, друзья! Начнём с цитаты: «Необходимой составляющей рабочего процесса … ракетных двигателей, является преобразование тепловой энергии рабочего тела в кинетическую энергию истекающего потока. По этому существенному атрибутивному признаку такие двигатели относятся к тепловым» (А. А. Дорофеев. Основы теории тепловых ракетных двигателей). Но оказывается, на орбиту попадали и другие типы тепловых двигателей.

 
 
 
3 июля 1974 года — экспедиция на орбитальную станцию «Салют-3», выведенную на орбиту 25.06.1974 (СССР).

В конце 60-х годов в США были прекращены работы по ряду космических программ, одной из которых была программа создания пилотируемой орбитальной станции «МОЛ» (сокращение от «Manned Orbiting Laboratory»). Работы по этой программе велись ВВС США с июня 1959 года. ОС «МОЛ» помимо чисто военных задач (наблюдение за территорией противника, осмотр и перехват вражеских спутников) была нацелена и на научные задачи. Общая стоимость проекта составила 2,2 миллиарда долларов. В марте 1968 года был закончен и отправлен на статические испытания основной блок будущей станции, ОС «Алмаз»однако в течение года было принято решение о полном сворачивании всех работ по программе. Причина — общее сокращение расходов на пилотируемую космонавтику, связанное с утратой мобилизирующих ориентиров после высадки экипажа «Аполлона-11» (Apollo) на Луну и обострением политической ситуации на Земле.

Соответственно были отменены и другие американские проекты долговременных орбитальных станций, которые тем или иным образом были связаны с успешным развитием и завершением программы «МОЛ». США ограничились только экспериментальной орбитальной станцией «Скайлэб» (Skylab).

Юрий Артюхин и Павел ПоповичА вот в СССР в конце 60-х — начале 70-х годов параллельно осуществлялись две программы пилотируемых орбитальных станций — «Салют» и «Алмаз»! Правда, все выводимые на орбиту станции называли «Салютами». Таким «Салютом-3» была ОС «Алмаз», выведенная на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» 25.06.1974. Необходимо заметить, что первый «Алмаз» («Салют-2») был выведен на орбиту годом ранее, но своего экипажа так и не дождался. Произошла разгерметизация станции, которая привела к выходу «Салюта-2» из под контроля центра управления. Кстати, первыми на эту станцию должны были полететь Павел Попович и Юрий Артюхин. Именно они стартовали к станции «Салют-3» на борту космического корабля «Союз-14».

ОС «Алмаз» представляла собой орбитальный фоторазведчик, оснащённый несколькими фотоаппаратами. В отличие от автоматических беспилотных фоторазведчиков (КА «Зенит»), плёнка на фотографирование наземных объектов должна расходоваться избирательно, только по воле космонавтов. Поэтому весь полёт экипажа протекал напряжённо, приходилось посменно дежурить у аппаратуры наблюдения. К сожалению, после гибели экипажа КК «Союз-11», на борту кораблей «Союз» находилось только два человека. Полёт первой экспедиции продолжался с 3 по 19 июля 1974 года.

Первое дежурство «Алмаза» подтвердило высокую эффективность станции, но последующая экспедиция (26.08 – 28.08) не смогла попасть на станцию («Союз-15», экипаж — Геннадий Сарафанов и Лев Демин). Причина неудачи — отказ системы сближения. Кроме того, экипажу пришлось впервые осуществить ночную посадку. А для третей экспедиции не нашлось свободного корабля.

Учитывая военное назначение ОС, её оснастили импульсной тепловой машиной, т.е. автоматической пушкой — модификацией скорострельной авиационной пушки Р-23. Более того, когда станция совершала полёт в автоматическом режиме, были проведены пробные стрельбы. Несмотря на длительное нахождение на орбите, пушка стреляла очередями без отказов.

Автоматическая пушка Р-23 в кормовой установке самолёта Ту-22Р-23 была первой и единственной принятой на вооружение в СССР авиационной пушкой револьверного типа. Она была разработана в ОКБ-16 под руководством А. А. Рихтера. У автоматических пушек револьверного типа имеется один ствол и вращающийся барабан с несколькими патронниками. Патронники находятся в общем блоке, вращающемся на оси внутри кожуха. При вращении барабана каждый из патронников поочерёдно совмещается с каналом ствола.

Автоматика пушки работала с помощью трёх автономных газовых двигателей. Эта уникальная пушка имела и уникальные патроны. Длина гильзы (260 мм) равна длине всего патрона, т.е. снаряд полностью находился внутри гильзы.

В последнем издании своей книги «Пушки для боевых самолётов» (Москва, 1993) Нудельман (руководитель ОКБ-16) писал: «Потенциальные возможности, заключённые в схемных и конструктивных особенностях пушки и боеприпасов Р-23, позволили использовать их в дальнейшем для решения специальных задач». Так завуалировано была изложена информация об оснащении ОС «Алмаз» (псевдоним «Салют-3») 23-мм пушкой.

Патронники пушки Р-23Боеприпасы пушки Р-23 в патронной ленте


8 июля 1933 года — первые испытания ракеты «ГИРД-09» на Нахабинском полигоне (СССР).

М. К. Тихонравов - руководитель второй бригады ГИРДаСреди «гирдовцев» (сотрудников московской ГИРД) наибольших успехов в 1932-1933 годах добилась вторая бригада, возглавляемая Михаилом Клавдиевичем Тихонравовым. В бригаде работали способные инженеры с отличной физико-математической подготовкой (Тихонравов, Ефремов, Якайтис). Они вели следующие темы: двигатель «РД-А» («РДА-1») с насосной подачей компонентов для ракетоплана РП-2, ракета «ГИРД-05» под азотно-кислотный двигатель «ОРМ-50» конструкции В. П. Глушко, ракета «ГИРД-07» с двигателем на жидком кислороде и керосине, ракета «ГИРД-09» с использованием топлива смешанного агрегатного состояния.

Первоначально основное внимание в бригаде уделялось разработке топливного насоса, спроектированного Тихонравовым. Но, после изготовления рабочих чертежей в 1932 году и передачи их для изготовления на одно из предприятий, дело застопорилось.

Во второй половине 1932 года центр тяжести работ бригады сместился на создание ракет, причём разработка их проектов велась комплексно, включая корпус ракеты, двигатель, систему подачи, наземное оборудование, систему спасения.

Схема ракеты «ГИРД-09»Экспериментальная ракета «ГИРД-09»Наиболее успешно и быстро второй бригадой были осуществлены работы по ракете «ГИРД-09». Она была спроектирована под топливо, состоящее из жидкого кислорода и сгущённого бензина. Двигатель ракеты представлял собой камеру из листовой латуни с бронзовой головкой и бронзовым гнездом для сопла. Сопло было изготовлено из стали. В головку ввёртывался пусковой кран, соединённый непосредственно с кислородным баком, изготовленным из дюралевой трубы. Подача жидкого кислорода осуществлялась давлением его же паров. Для наблюдения над нарастанием давления на ракете был установлен манометр. Сгущённый бензин помещался непосредственно в камере сгорания между особой цилиндрической металлической сеткой и стенками камеры. Корпус ракеты, внутри которого были размещены двигатель и бак, был сделан из дюраля толщиной 0,5 мм. Стабилизаторы были из электрона. Полностью снаряжённая ракета весила 19 кг, в том числе 6,3 кг приходилось на топливо.

Испытательный стенд и бокс на полигоне в НахабиноДвигатель «09»Первые испытания ракеты «ГИРД-09» состоялись на Нахабинском полигоне (под Москвой) 8 июля 1933 года. На нем присутствовали многие специалисты ГИРДа, в том числе и Сергей Королев. Состоялось два запуска двигателя. При первом запуске двигатель «09» развил тягу в 275 Н, при втором — 375 Н.

Объяснялось это тем, что давление в камере сгорания во втором случае было на 0,3 МПа выше. Участники испытаний пришли к выводу, что следует работать при ещё более высоком давлении.

Через месяц, 7 августа 1933 года, испытания на Нахабинском полигоне продолжились с давлением в камере 1,3 МПа. Тягу удалось поднять до 520 Н. И в том же августе первая советская ракета с ЖРД (а точнее с ГРД) — «ГИРД-09» поднялась в воздух. На протяжении более 30 лет, гибридный ракетный двигатель «09» оставался единственным в мире, успешно испытанным в полёте!


При подготовке материалов были использованы следующие источники:

  1. Космонавтика. Энциклопедия. — М.: «Советская Энциклопедия», 1985.
  2. А. М. Первушин. Битва за звезды: Космическое противостояние. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  3. А. Б. Широкорад. История авиационного вооружения. Краткий очерк. — Мн.: Харвест, 1999.
  4. А. М. Первушин. Битва за звезды: Ракетные системы докосмической эры. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. А. В. Амброжевич. Развитие транспортных систем с ЖРДУ. — Харьков: Рукопись, 2007.
« »