Деаэрация топлива



ДЕАЭРАЦИЯ ТОПЛИВА (от лат. de — приставка, означающая удаление, и греч. аēr — воздух) — удаление растворённого газа из некоторых компонентов топлива, заправляемых в ракеты-носители (РН) или космические аппараты (КА). В заправочных системах деаэрация топлива проводится для предотвращения выделения значительного количества газа в виде газовых пузырей, при температурном переходе системы газ-жидкость в новое равновесное состояние или при уменьшении давления в жидкости. Необходимость в деаэрации топлива связана с тем, что уменьшение давления в газовой подушке топливных баков PH (КА) или увеличение температуры продукта в тех же баках приводит к выделению растворённого газа в виде микропузырьков. Последнее же изменяет условия подачи компонента топлива в двигательную установку (ДУ) и резко снижает охлаждающую способность компонента топлива в случае его применения для охлаждения камеры сгорания ДУ.

Деаэрация топлива основана на уменьшении парциального давления газа у поверхности раздела газ-жидкость с последующим удалением выделившегося газа. Это достигается вакуумированием пространства ёмкости над жидкостью, удалением растворённых газов парами деаэрируемого топлива; удаление растворённых газов — барботированием топлива посторонним газом (в частности, гелием). Последний метод наиболее прост: в ёмкость через коллектор подаётся гелий, который, барботируя топливо, создаёт условия для выделения из него растворённых газов. Массообмен между барботируемым топливом и гелием интенсифицируется перемещением топлива по кольцу ёмкость — насос — ёмкость. Выделившийся из топлива газ удаляется из ёмкости вместе с гелием. После достижения требуемого парциального давления растворённого газа барботирование топлива газом прекращается.
 
Источник: Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В. П. Глушко…