Вдув в сопло



ВДУВ В СОПЛО ракетного двигателя — производится с целью создания газодинамических сил, обеспечивающих управление положением ракеты-носителя на активном участке полёта. При несимметричном вводе в сверхзвуковой поток газа вторичного рабочего тела (под давлением в несколько МПа) возникает боковая управляющая сила, обусловленная динамическим и химическим взаимодействием потоков, а также импульсом струи вводимого рабочего тела. Могут вводиться инертные и химически активные газы и жидкости (например, четырёхокись азота, хладон, водный раствор перхлората стронция), компоненты топлива, горячий газ из камеры или газогенератора ракетного двигателя (основного или специального). Наиболее эффективен вдув высокотемпературного газа (см. рис.). 4 точки вдува в одном поперечном сечении сопла обеспечивают управление по тангажу и курсу. При использовании 2 сопел достигается также управление по Вдув в соплокрену. Системы вдува просты, малоинерционны и надёжны. Они используются в двигателях ракет-носителей (в основном твердотопливных) начиная с конца 60-х гг. (например, в ЮЛ-1205 и на 2-й ступени РН «Диаман-В/Р-4» (Diamant)). Максимальное значение создаваемых управляющих сил соответствует отклонению вектора тяги ракетного двигателя на угол ~6° (при этом расход вторичного рабочего тела достигает 5 — 6% от основного расхода). Создание больших управляющих сил связано с неприемлемыми потерями удельного импульса.

Течение в сопле при вдуве газа:
а — картина течения (вид сбоку); б — распределение давления газа по стенке сопла (вид сверху);
Р — боковая управляющая сила; 1 — стенка сопла; 2 — основной поток газа; 3 — струя вдуваемого газа; 4 — область повышенного давления; 5 — область пониженного давления

 

Источник: Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В. П. Глушко…