Барботирование топлива



БАРБОТИРОВАНИЕ ТОПЛИВА (от франц. barbotage — перемешивание) — продавливание сжатого газа через слой ракетного топлива с целью перемешивания последнего в ёмкостях хранилища или топливных баках РН на стартовой позиции. При длительном хранении в ёмкостях (или в РН на пусковой установке) слои топлива в результате теплообмена с окружающей средой и конвекции приобретают различную температуру. В высококипящих топливах более тёплые слои располагаются в верхней части ёмкости, более холодные — в нижней, в криогенных — наоборот. Это связано с тем, что нижние слои топлива, испытывающие дополнительное давление столба находящейся над ними жидкости, имеют более высокую температуру кипения, чем верхние, температура кипения которых соответствует давлению в газовой подушке над уровнем топлива в ёмкости. Теплоприток через стенки вызывает в этом случае испарение в верхних слоях и повышение температуры нижних слоёв жидкости до нового значения температуры кипения. Для точного определения массы заправляемого компонента топлива при объёмном методе дозирования необходимо знать его плотность, зависящую от температуры; при барботировании топлива температура усредняется. Газ, протекающий через жидкость, вызывает искусственное кипение и перемешивает топливо. Барботирование топлива заканчивают, когда дистанционные термометры, установленные в различных точках ёмкости, показывают одинаковую температуру. Перемешивание топлива может быть произведено также с помощью насоса; при этом насос забирает топливо из ёмкости и подаёт его обратно в ту же ёмкость. Часто барботирование топлива применяют для охлаждения топлива. В этом случае температура продавливаемого сквозь топливо газа должна быть ниже, чем температура самого топлива. Барботирование топлива используется также при насыщении ракетного топлива азотом (см. Насыщение топлива газом) или деаэрации топлива в баках РН или КА. В первом случае газ растворяется в барботируемом топливе до его насыщения при заданной температуре и давлении. Во втором случае при интенсивном перемешивании топлива растворённый газ из него выделяется и удаляется из ёмкости. Применяемый для барботирования топлива газ при деаэрации топлива должен иметь коэффициент растворимости на порядок меньший, чем у газа, который удаляется из топлива.
 
Источник: Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В. П. Глушко…




Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru