Система опорожнения баков



СИСТЕМА ОПОРОЖНЕНИЯ БАКОВ (СОБ) — предназначена для обеспечения одновременной выработки (расхода) окислителя и горючего из баков PH и уменьшения неиспользуемых остатков топлива. На ступенях ракет, состоящих из нескольких блоков, СОБ служит также для одновременной выработки компонентов из всех одновременно работающих блоков (в этом случае она называется системой опорожнения баков и синхронизации — СОБИС). СОБ входит в систему автоматического регулирования работы ЖРД (см. Автоматика ЖРД) и бывает уровнемерного и расходомерного типов.

Уровнемерные СОБ включают датчики уровня в баках окислителя и горючего, бортовое вычислительное устройство (может быть автономным или входить в состав системы управления PH), исполнительные органы (например, дроссели в магистрали подачи компонентов в ЖРД). Уровнемерная СОБ работает следующим образом. Датчики уровня производят периодическое определение времени прохождения заданных значений уровней окислителя и горючего в баках. По данным измерений определяется компонент, который расходуется с опережением, и вычисляется значение опережения (именуемое рассогласованием уровней); затем подаётся сигнал на управление дросселями, обеспечивающими изменение соотношения расходов компонентов топлива из баков. Рассогласование уровней при дальнейшей работе ЖРД равномерно уменьшается и к моменту израсходования компонентов топлива становится равным нулю. При такой работе СОБ отклонения соотношения расходов через ЖРД минимальны. Работа СОБИС основана на определении рассогласования уровней в баках одноимённых компонентов (окислителя или горючего) и изменении режима работы ЖРД отдельных блоков по суммарному расходу компонентов, чтобы к моменту выключения ЖРД рассогласование уровней одноимённых компонентов во всех блоках было равно нулю. Таким образом, при совместной работе СОБИС и СОБ обеспечивается одновременный слив окислителя и горючего из всех баков всех блоков.

Расходомерные СОБ называются системами регулирования соотношения компонентов (системы РСК). Система РСК включает: датчики расхода окислителя и горючего из баков, бортовое вычислительное устройство и исполнительный орган-дроссель (с приводом) в магистрали одного из компонентов ЖРД. РСК работает следующим образом: датчики производят непрерывное измерение расхода компонентов из баков, вычисляется фактическое соотношение расходов компонентов, определяется отклонение фактического соотношения от заданного и изменяется расход одного из компонентов с помощью дросселя. В многоступенчатых PH используются различные принципы построения СОБ (например, PH «Восток» имела на первой ступени СОБИС, на второй — уровнемерную СОБ, на третьей — РСК).
 
Источник: Космонавтика: Энциклопедия / Гл. ред. В. П. Глушко…




Оставьте свой комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставлять комментарии.

Рейтинг@Mail.ru